Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий при повреждении автомобиля во время эвакуации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.
Составляем претензию к службе эвакуации
Все должно начинаться с проведения независимой экспертизы у профессиональных оценщиков транспортных средств. Обязательно нужно проследить, чтобы эксперт в заключении указал:
- что повреждения нанесены недавно;
- обязателен полный перечень нанесенных дефектов.
Не пытайтесь внести в перечень повреждений застарелые «царапины». В случае выявления попытки включить в иск «чужое» для данного случая повреждение, суд однозначно встанет на сторону эвакуаторщиков. Именно данный документ является главным аргументом в хозяйственном споре.
Стандартная претензия содержит следующие пункты:
- Ф.И.О. руководителя фирмы, оказывающей услуги по эвакуации;
- Ф.И.О. заявителя;
- дата и время эвакуации, а также название организации, которая приняла машину на ответственное хранение;
- далее следует выразить несогласие с действиями сотрудников службы, нанесшими вред автомобилю;
- нужно перечислить нарушенные нормы законодательства;
- точно укажите повреждения (списком), а также общую сумму для их устранения;
- последней фразой нужно потребовать возмещения причиненного ущерба.
Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.
Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.
Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.
- Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
- Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
- Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.
Ситуация осложняется тем, что получить компенсации по полису КАСКО едва ли удастся. Прежде всего, получение механических повреждений при перемещении автомобиля не относится к попаданию в ДТП, а значит, не является страховым случаем. Во-вторых, большинство страховых организаций изначально указывает в договоре на выдачу полиса, что повреждения, полученные при перевозке ТС на штрафстоянку, не относятся к дефектам, покрываемым страховкой, поскольку транспортировка была обусловлена нарушением ПДД.
В подобных случаях необходимо подавать заявление для получения компенсаций в адрес эвакуационной компании или структуры, отвечающей за работу штрафстоянки. Если в документах не будут перечислены повреждения, можно получить деньги и от страховой фирмы, однако если она откажет, взыскать средства по суду не получится.
Фиксация данных и проверка акта приема-передачи
Прежде чем забирать автомобиль со штрафстоянки, владелец обязан прочесть и подписать акт приема-передачи ТС. Но спешить с подписью не следует: сначала надлежит как следует осмотреть машину как снаружи, так и внутри. Особо пристальное внимание требуется уделить состоянию ЛКП, дисков, покрышек, стекол, зеркал, а также замка зажигания. После этого необходимо изучить акт, особенно тщательно нужно прочитать раздел, носящий название «Особенности ТС». Именно в нем фиксируются все изменения, которые произошли с автомобилем в течение его пребывания на штрафстоянке.
Каждый дефект должен быть также сфотографирован, желательно с нескольких сторон. В дальнейшем фото пригодятся, если предстоит делать экспертизу. В случае особо серьезных поломок рекомендуется вызвать на место происшествия участкового, который оформит соответствующий акт. Если же неаккуратную эвакуацию владелец наблюдает лично, требуется незамедлительно начать фотофиксацию, привлечь свидетелей и вызвать сотрудников ГИБДД.
После визуального осмотра нужно потребовать у представителя службы эвакуации или штрафстоянки акт для ГИБДД. В этом документе обозначается место совершенного правонарушения, а также время и конкретный состав. Там же перечисляются повреждения, которые уже были у машины до эвакуации.
Ущерб при эвакуации автомобиля после ДТП или поломки
Когда вы самостоятельно вызываете эвакуатор для перевозки автомобиля после ДТП или в случае поломки, то, при невозможности сопровождать транспортное средство, потребуется оформить доверенность на водителя спецмашины и передать ему ключи. Законодательство не требует при этом составлять акт о состоянии автомобиля и опись имущества. Так что вам придется самостоятельно подготовиться в данных вопросах.
При наличии под рукой фотоаппарата (камеры в мобильном телефоне) сфотографируйте автомобиль со всех сторон, не забыв установить дату съемки. Составьте подробную опись имущества, которое остается в автомобиле (в салоне и багажнике). При этом желательно, чтобы кроме вас этот документ подписал еще один человек. Идеально, если это будет водитель эвакуатора. В последующем, если автомобилю будут нанесены дополнительные повреждения или что-то из вещей пропадет, подготовленные документы и фотографии помогут вам при общении с компанией, осуществлявшей эвакуацию, а в случае отказа с ее стороны добровольно возместить ущерб – при разбирательстве в суде.
Стоимость эвакуации и хранения автомобиля в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге задержанный автомобиль возвращается сразу после обращения за ним. Работа по выдачи производится круглосуточно. При возврате фиксируется дата и время, срок хранения исчисляется в часах.
Тарифы за перемещение и хранение автомобилей на территории Санкт-Петербурга устанавливаются Комитетом по тарифам Правительства С-Пб.
Актуальные тарифы на сегодня такие:
Категория А, В – 2 815 руб.;
Категория C, D – 16 893 руб.;
Категория ВE, CE, DE – 19 709 руб.;
Негабаритные ТС – 22 524 руб.
Тарифы за один полный час хранения задержанного транспортного средства на специализированных стоянках на территории Санкт-Петербурга на 2018 год следующие.
Категория А, М, В, D до 3,5 т. – 50,23 руб./час;
Категория С, D свыше 3,5 т. – 100,46 руб./час;
Категория BE, СЕ, DE – 200,93 руб./час;
Негабаритные ТС – 301,39 руб./час.
Оценка стоимости восстановительного ремонта
Вы можете обратиться к оценщику для определения стоимости восстановительного ремонта, выбрав оценщика среди членов саморегулирующейся организации оценщиков, застраховавших свою ответственность. Для оценки вы должны заключить с оценщиком, будь он в статусе ИП или организации, договор на проведение оценки (см. ст. ст. 4 и 9 Закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ»).
Выбрав дату и время проведения оценки, вы должны заблаговременно пригласить на осмотр транспортного средства представителя организации, осуществлявшей эвакуацию вашего автомобиля. Лучше выслать уведомление за несколько дней до даты проведения оценки. В уведомлении вы должны сообщить дату, время и место проведения осмотра. Можно послать уведомление телеграммой. Если представитель организации, эвакуировавшей транспортное средство, не явится на осмотр, оценку можно проводить и без его присутствия.
В результате проведения оценки вы получите заключение эксперта, в котором будет указана стоимость ущерба, то есть стоимость проведения восстановительного ремонта.
Как составить акт приема-передачи авто
В отношении правового обращения с автотранспортным средством существует довольно много различных актов. Например, акты о приеме-передачи автомобиля при купле-продаже или, допустим, при передаче его в аренду и т.д.
Каждый из разновидностей актов отличается друг от друга в зависимости от того, какую суть он должен раскрывать. Точно также обстоит дело и с актом приема-передачи автотранспорта при его задержании.
Когда происходит эвакуация автомобиля на штрафстоянку, то создается первичный акт о том, что произведено задержание авто со всеми вытекающими последствиями – хранением и возвратом обратно владельцу.
Эти документы создаются, как правило, в процессе принудительной эвакуации. Типовая форма такого акта утверждается в каждом областном городе своя.
Можно рассмотреть один из образцов на примере акта приеме-передачи при задержании, утвержденного Постановлением правительства Красноярского края № 562-п от 26.10.12 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Прежде, чем забрать автомобиль со штрафстоянки, нужно обязательно тщательно его осмотреть на предмет повреждений. Если таковые обнаружатся, есть повод востребовать компенсацию с эвакуационной службы в судебном порядке.
- Квитанции и постановление о штрафе можно оплатить в течение двух месяцев. Правда, в некоторых регионах введена стимулирующая к быстрой оплате правонарушения мера, которая может сэкономить от 25 до 50% суммы штрафа.
- Будучи абсолютно уверенным в незаконности эвакуации, следует обратиться к опытному юристу, который подскажет алгоритм действий для сбора доказательной базы. Такая ситуация часто возникает из-за недоступности или повреждения запрещающих стоянку (парковку) знаков.
- В Самаре и Самарской области в любых ситуациях, связанных с автомобилями и правилами дорожного движения, можно обращаться на региональную горячую линию по телефонам: 8 (846) 340-01-02, 333-58-01, 340-01-02.
Повреждения были обнаружены на штрафстоянке
Придя забирать свой автомобиль из подобного учреждения, стоит обязательно осмотреть его самым тщательным образом. Осмотрите — все ли наружные детали (молдинги, зеркала и т.д.) на месте, не появились ли царапины, сколы, вмятины или трещины на стеклах. Подписывайте документ о получении авто только после того, как убедились в его целостности.
Погрузка автомобиля должна осуществляться с соблюдением определенных правил, несоблюдение которых сотрудниками службы эвакуации существенно упрощает автовладельцу сбор доказательств их вины в повреждении авто.
Процесс оформления задержания транспортного средства и его дальнейшей транспортировки должен обязательно включать в себя следующие моменты (в противном случае невозможно будет утверждать, что машина имела повреждения до эвакуации):
- Обязательное составление протокола сотрудником ГИБДД, в котором обязательно необходимо указать:
- дату и место его составления;
- данные инспектора ГИБДД;
- основания, на которых задержан автомобиль с указанием нарушенных водителем статей КоАП;
- данные автовладельца и сведения о самом авто;
- данные службы, которая будет ответственна за хранение машины;
- опись ценных вещей, имеющихся в салоне;
- указание видимых внешних повреждений автомобиля.
- Если машину эвакуировали при водителе, то ему обязательно должна быть вручена копия протокола.
- Если авто забирали без владельца, то после обнаружения его на штрафстоянке копию протокола необходимо требовать в органах ГИБДД.
- Обязательно должна вестись видеосъемка процесса погрузки авто.
- При невозможности вести видеозапись ведется фотофиксация процесса.
- В протоколе должны быть указаны контактные данные понятых и стоять их подписи. Водитель эвакуатора может быть понятым на вполне законных основаниях.
Очень часто штрафстоянки располагаются на прилегающей к отделу ГИБДД территории, поэтому, скорее всего, далеко ходить за своим экземпляром протокола вам не придется. Да ваша подпись необходима на обоих экземплярах.
Если процедура эвакуации проходит с нарушениями, то погружаемый транспорт может получить самые разные повреждения, от легких царапин до серьезных нарушений геометрии кузова.
При этом не все водители знают, что делать в случае, когда эвакуированный автомобиль повредили.
Поэтому если он видит, что автомобиль начали забирать на эвакуаторе, необходимо вести видеофиксацию или заранее позаботиться о наличии фотографий автомобиля в его обычном состоянии.
При этом на фотографиях или записях должны быть видны время и дата, чтобы доказать, что контент создавался до эвакуации.
Также если водитель на месте, то желательно провести опись имущества в багажнике и салоне, чтобы в случае нарушений, связанных с кражей, иметь документ для доказания факта.
Бумагу должен подписать водитель эвакуатора, но если он откажется от этого, то можно привлечь стороннего свидетеля, которым должен быть незаинтересованный в результате человек.
Именно эти документы нужно приложить к судебному иску, который передается в соответствующую инстанцию при причинении ущерба автомобилю.
Какие повреждения может получить машина?
Обычно для получения компенсации требуется нечто большее, чем просто подтверждение факта нахождения транспорта на стоянке. Службы эвакуации вовсе не спешат компенсировать недовольным их услугами горожанам понесенный ущерб. А раз подобные происшествия не являются страховым случаем, то и экспертизу повреждений, и сбор доказательств придется проводить самостоятельно. И все же, первым действием в ситуации, когда вы уверены, что машину повредил эвакуатор, является обращение в компанию, производившую перевозку транспортного средства.
Фактически, если повреждения есть, их внимательный автовладелец в любом случае заметит уже на штрафстоянке. Наиболее частыми поводами для получения компенсации являются:
- царапины на поверхности бампера;
- оторванные или сломанные крылья;
- утраченные брызговики;
- вмятины на поверхности кузова.
Важно понимать, что службы эвакуации не всегда имеют прямое отношение к получению повреждения автомобилем. К примеру, оставляя транспортное средство с вывернутыми колесами, водитель сам подвергает свое имуществу дополнительным рискам. И доказывая, что машину повредил эвакуатор, этот фактор тоже придется учитывать. Если авто застраховано по КАСКО, для получения компенсации можно обратиться и в страховую компанию. По мнению экспертов сайта Autonews, получить желаемое смогут только те автовладельцы, которые заблаговременно позаботятся об отстаивании собственных интересов и внесут этот пункт в договор. Тогда, доказав, что машину повредил эвакуатор, можно рассчитывать на покрытие расходов на ремонт.
Инструкторы по вождению рассказали нам вот какой случай, произошедший на обычной штрафстоянке столицы. Автомобиль Lexus эвакуировали за неправильную парковку. Уже спустя пару часов владелец машины приехал на спецстоянку забирать своего «железного коня». Но был сильно удивлен, увидев свой автомобиль с проломленной крышей…
Автомобиль был поврежден, скорее всего, во время погрузки или выгрузки. Но самое интересное, что это не является страховым случаем даже при наличии у автовладельца всех справок из ГИБДД . Эвакуаторщики в свою очередь заявили, что знать ничего не знаем, что эта проблема их абсолютно не касается, и они вообще-то не являются ответственным лицом.
Юристы говорят, что подобные случаи происходят часто. Если дело доходит до судебного разбирательства, то судья встает, как правило, на сторону потерпевшего.