Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду без карты тахографа 2024 для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие люди спрашивают о величие штрафа за езду без карты тахографа водителя. Законодательство выдвигает несколько вариантов, исходя из того, кто является виновником произошедшей ситуации. Если осуществляется езда на автобусе (категории М2-М3) и грузовике (N2 и N3), ответственность наступает согласно положениями ст. 11.23 КоАП РФ.
Штрафы за езду без карты водителя
- Штраф для водителя – 3-5 тысяч рублей.
Важно!
Примечательно, что когда водителю выписывают штраф за отсутствие карты водителя в 2023 году, это автоматически запускает процедуру возбуждения административного дела в отношении должностного лица или компании.
На какую сумму штрафа за карту тахографа можно рассчитывать?
- Для юридического лица (юрлица) – от 20 до 50 тысяч рублей.
- Для индивидуального предпринимателя (ИП) – от 15 до 25 тысяч рублей.
- Для должностного лица – от 7 до 10 тысяч рублей.
Какие требования предъявляются к картам водителя и тахографам
Все требования, которым должны соответствовать устанавливаемые в транспортные средства тахографы, а также карты водителя, которые работают на данных автомобилях, подробно и четко изложены в Приказе № 36, изданном МинТрансом РФ от 13.02.2013 года.
Естественно, к сегодняшнему дню имеется список изменений и дополнений к данному приказу, но именно он остается основой, согласно которому определяется и назначается штраф за тахограф на юридическое лицо, физическое лицо как владельца автотранспортного средства или на водителя.
Устанавливаемое оборудование должно быть внесено в специальный перечень ФБУ Росавтотранс. Аналоговые тахографы с 01.07.2016 г. запрещены к эксплуатации на территории РФ.
Водительская карта оформляется как индивидуальный документ для каждого водителя. Водитель перед поездкой вставляет карту в тахограф и вводит индивидуальный ПИН-код, после чего начинается считывание и запись информации в процессе движения по маршруту.
Какие есть штрафы и в каких суммах?
Самый актуальный вопрос, причем как для водителей, так и для владельцев автотранспортных средств, оснащенных тахографами – суммы штрафов. Какие документы их регламентируют, в каком случае штрафы могут быть выписаны и т.п.
Недобросовестных водителей и автовладельцев, конечно же, волнует вопрос о том, какой штраф за езду без тахографа? В данном случае размер штрафа зависит от статуса человека, который нарушил правила эксплуатации тахографа:
- если виноват водитель, то размер штрафа составит 1000 – 3000 рублей;
- если виновато должностное лицо, то придется заплатить штраф в сумме от 5 до 10 000 рублей.
Ситуации, в которых штрафа можно избежать
Ещё год назад существовало правило, по которому нельзя было выписывать штрафы на тахографы старого образца, выпущенных до 2014 года. Их необходимо было заменить до начала 2018 года на более новую версию. Сейчас же это правило не действует, и если вы не успели вовремя заменить старые тахографы на новые, то вам будет выписан штраф.
Рассмотрим также вариант, по которому можно избежать получение штрафных санкций при использовании недействительной тахографической карты водителя:
- Если карта была повреждена или сломана, необходимо доказать, что ваша карта находится на переоформлении, срок действия карты — до 15 дней с момента ее подачи. Чаще всего это документ, который выдается при оформлении заявки на оформление карты.
- Если тахограф был поврежден или неисправен во время поездки на длинные расстояния, необходимо предъявить соответствующие документы, подтверждающие, что устройство будет подвержено ремонту или замене.
В таких случаях водитель обязан вести все записи о показателях своего движения в ручном режиме. Чаще всего они записываются на обратной стороне термобумаги для тахографа. Именно эти данные необходимо будет предоставить сотрудникам дорожной полиции по первому их требованию.
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Можно ли получить штраф на территории Евросоюза
В некоторых ситуациях водители грузового транспорта должны осуществлять маршруты за пределы границы России. В международных перевозках пребывание на территории другого государства попадает под особые правила. В странах ЕС предполагается выполнение следующих требований:
- За рулём нельзя находиться более 8 часов из 24;
- Дважды в неделю время в пути может увеличиваться до 10 часов;
- Через каждые 4 часа водитель обязан делать перерыв на 45 минут;
- Из 24 часов водитель обязан отдыхать не менее 11;
- Выходной назначается спустя 36 или 45 часов вождения;
- Неправильная эксплуатация тахографа является ответственностью водителя.
Каждая страна назначает свои штрафы, при этом суммы имеют огромные различия. В одной стране за отсутствие тахографа придется заплатить 30 евро (например, в Литве), а в другой 10 тысяч евро и выше (например, 2200 евро в Нидерландах). Важно проводить инструктажи с водителями перед поездками. Специалисты по БДД также обязаны заранее проверять особенно законодательство стран, в которые отправляются водители, и информировать об особенностях государств.
Какие были изменения в 440 приказе Минтранса
Существенных изменений от ранее действовавшего приказа нет, но есть некоторые отличия приказа 440 о тахографах в новой редакции:
- Пожалуй, самое главное – при замене СКЗИ, в ряде случаев, теперь не надо поверять тахограф. Подробнее об этом можно почитать в соответствующей статье.
- Во все карты добавлены сведения о месте проживания водителя, местонахождении обслуживающей мастерской, регистрации предприятия.
- Срок действия электронных ключей сейчас составляет от 3-х лет, ранее не превышал 3 года.
- Установлен порядок и сроки проведения поверки. Периодичность составляет один раз в 3 года, а также после проведенного ремонта прибора, при замене блока СКЗИ.
- Запрещается передвижение ТС без карты водителя. Это требование было интуитивно понятно и раньше, потому что тахограф без карты не получится включить. Но теперь на этом моменте сделали особый акцент.
- Приказ Минтранса 440 приложение 3 запрещает, разрешенные ранее действия по внесению изменений водителем в распечатки тахографа, даже при заверении подписью.
- Приказ Минтранса 440 о тахографах с изменениями не содержит пункт о том, что водителю, в случае утери карты, ее порчи, необходимо написать заявление о ее переоформлении. Движение грузового автотранспорта и автобусов без карты запрещено, следовательно восстанавливать карту водителя нужно в любом случае.
- Появилось новое требование по приборам, с датой изготовления после 1 января 2022 года. На распечатанной ленте выводится серийный номер устройства и QR код.
- Приказ 440 расширил полномочия ФБУ «Ространс». На его официальном сайте находится полная информация о тахографах, блоках, картах и мастерских по обслуживанию.
- В перечень организаций, чьи автомобили не подлежат оснащению тахографами, добавлены аварийные и спасательные службы, полиция, компании, перевозящие пчел, живых животных, автобиблиотеки.
Очевидно, что обновленный Приказ 440 Минтранса сделал более понятными требования к тахографам, четче указал на правила использования и обслуживания, усиливает контроль ФБУ «Ространс».
Понятие чужой карты в тахографе
Что такое чужая карта в тахографе? Понятие «чужой карта» относится к ситуации, когда в тахографе коммерческого транспортного средства отсутствует личная карта водителя, но установлена карта другого лица.
Карта тахографа является электронным устройством, которое служит для контроля за рабочим временем и отдыхом водителя. Владелец транспортного средства обязан установить тахограф и выдать каждому водителю свою личную карту. Эти карты регистрируют и хранят информацию о работе водителя, такую как время езды, отдыха, перерывов и т.д.
Однако, некоторые водители могут использовать карту другого лица в своих тахографах. Установка и использование чужой карты в тахографе является нарушением закона о тахографах и может привести к серьезным последствиям для тех, кто нарушает правила.
Закон предусматривает штрафы и другие меры ответственности за использование чужой карты в тахографе. В случае обнаружения такого нарушения, водитель может получить штраф, а его работодатель может быть подвергнут наказанию, включая административные и финансовые санкции.
Кроме того, использование чужой карты в тахографе может привести к серьезным проблемам при проверке транспортного средства. Если в результате проверки будет установлено, что в тахографе применяется чужая карта, это будет считаться нарушением правил эксплуатации транспорта и может привести к отдельным штрафам.
В случае, если тахограф сломался или стал неработоспособным, автомобиль также должен быть оборудован собственной картой водителя. Ее наличие позволяет водителю продолжить работать в случае технической неисправности тахографа и ожидать починки без получения штрафов.
Таким образом, использование чужой карты в тахографе является нарушением закона и предусматривает наказание как для водителей, так и для предприятий, занимающихся коммерческими перевозками. Все водители обязаны использовать собственные личные карты тахографа для регистрации своего рабочего времени и отдыха в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Какой режим работы должен соблюдать водитель?
- Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.
- Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.
- Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.
- После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
- Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.
- Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.
- Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
- Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
- Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.
- В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.
- В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.
- Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.
- Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
- В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.
- Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.
- По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.
- Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.
- Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.
- В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.
- Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.
- Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.
- Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.
- Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.
- Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.
Как избежать штрафа за отсутствие карты тахографа?
Водителям транспортных средств категории C и выше необходимо иметь при себе карту тахографа в течение всего времени работы и управления грузовым транспортом с установленным тахографическим устройством. Отсутствие такой карты может повлечь за собой серьезные правовые последствия и штрафные санкции со стороны компетентных органов.
Изготовление карты тахографа личностных лиц осуществляется ГИБДД с 2015 года. Не имеет значения, является ли это физическое или юридическое лицо, травма или нет. В случае утери или повреждении карты тахографа необходимо обратиться в ГИБДД за новой.
Один контрольный преимущественно выписывается каждый год определенной датой, и в личных случаях необходимо выписываться из машины и приобретать новую. Это единственный прибор, который может быть использован. Штрафовали компанию всего за 2 человека, поскольку ситуация оспорима. Офицеры, ведущие грузовые, не могут остановить водителя только по отсутствию карты тахографа, а лишь при нарушениях правил дорожного движения.
В случае выявления отсутствия карты тахографа у водителя ГИБДД имеет право выписать штраф в размере до 2000 рублей для физических лиц и до 20 000 рублей для юридических лиц. Кроме того, работодатель также несет ответственность за отсутствие карты и может быть привлечен к административной или даже уголовной ответственности.
Для избежания штрафа и неприятных последствий необходимо:
- Убедиться в наличии карты тахографа у водителя перед началом работы и во время выполнения маршрута.
- Выполнить все требования и инструкции, установленные законодательством, по использованию и эксплуатации тахографического устройства.
- Периодически проверять состояние и работоспособность тахографического устройства и карты.
- Обеспечить своевременную замену или перевыпуск карты тахографа в случае утери или повреждения.
- Информировать водителя и других сотрудников о важности и необходимости правильного использования карты тахографа.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.