Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально важные качества психолога консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Любая черта характера конкретного человека сказывается на особенностях его взаимодействия с окружающим миром. Основными навыками, помогающими человеку полноценно выполнять свою деятельность, являются адекватность, активность, восприимчивость, ответственность и так далее. То же касается и психологов. Выделяются определенные качества, которые помогут будущему специалисту выполнять свои обязанности. Объясняется это тем, что психолог в любом случае будет проецировать свой внутренний мир на ситуацию клиента. Соответственно, если он нетерпелив, он не сможет работать по специальности. Если он раздражителен, он не сможет вести беседы. Если он слишком эмоционален и быстро привязывается к людям, он не сможет дать трезвой оценки ситуации и найти выход из нее.
Значение профессиональных качеств
Этика деятельности психолога
Существует такое понятие, как врачебная этика. Она же распространяется и на психологов. Специалист изначально должен понимать, что нет стандартов, шаблонов, каждый человек уникален, и каждая его черта абсолютно нормальна. И к любой особенности клиента психолог должен относиться с пониманием.
Задача психологов не просто выслушивать человека. Нужно уметь принимать эту информацию, причем без лишних эмоций, но в то же время с пониманием и сопереживанием. Следует найти ту середину, когда специалист будет заинтересован в жизненной ситуации клиента, но при этом не начнет примерять эту ситуацию на себя. Уже на уровне подсознания не должно возникать чувства неприязни, неуважения к клиенту. Какая бы ситуация ни была у человека, задача специалиста принять ее, разобраться в причинах ее возникновения и найти решение в процессе беседы. Поэтому целью хорошего психолога будет формирование в себе, в первую очередь, уважения к собеседнику и понимания.
Профессиональные качества
Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.
Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.
Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.
Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.
Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.
Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.
Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.
Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.
Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.
Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.
Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.
Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.
При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.
Профессиональная этика
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.
Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.
Организация экспертного исследования профессионально важных качеств психолога-консультанта
Для того чтобы изучать формирование ПВК психолога-консультанта, первым шагом нашего исследования стало собственно выявление наиболее значимых ПВК.
Для выявления профессионально важных качеств (ПВК) психолога-консультанта нами был использован метод экспертной оценки, который является традиционным в отечественной психологии для изучения ПВК специалистов разных профессий [22; 39; 45; 88; 102; 149]. В качестве экспертов выступили как российские, так и зарубежные психологи-консультанты, работающие в рамках гуманистического подхода. С российской стороны в исследовании приняли участие 30 человек, — 17 женщин и 13 мужчин со стажем работы в области психологического консультирования от 10 до 20 лет. Зарубежными экспертами являлись 29 руководителей и ведущих специалистов зарубежных психологических институтов и центров психологического консультирования из 10 стран мира: Белоруссии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Мальты, Мексики, Норвегии, Польши и Франции. Среди них 12 женщин и 17 мужчин со стажем работы в области психологического консультирования (гуманистический подход) от 15 до 35 лет.
Российским экспертам предлагалась анкета по типу листа О. Липмана, модифицированная нами для изучения ПВК психологов-консультантов [34; с. 110-116]. Зарубежным экспертам предлагалась та же анкета по типу листа О. Липмана, модифицированная нами для изучения ПВК психологов-консультантов, переведенная нами на английский язык. Анкетирование зарубежных специалистов проводилось в рамках 11-го Международного Конгресса FORGE (Международная Федерация Организаций, преподающих Гештальт), который проходил в г. Санкт-Петербурге в мае 2005 года.
В соответствии со схемой психограммы, принятой в психологии труда, в анкету вошли следующие группы свойств, определяющие успешность профессиональной деятельности: сенсорно-перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, имажинитивные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и мотивационные [75]. Всего в анкету вошло 15 групп ПВК.
Психологам-экспертам предлагалось оценить значимость перечисленных психических процессов и свойств с точки зрения их роли в профессиональной деятельности. Инструкция давалась следующая: «Заполните, пожалуйста, анкету, в которой перечислен ряд индивидуально-психологических свойств. Оцените значение каждого из названных свойств в Вашей деятельности психолога-консультанта (психотерапевта). Отвечайте при помощи цифр:
2 — данное свойство необходимо для успешной работы; 1 — желательно; О — безразлично.
Если для успешности Вашей профессиональной деятельности необходимо упомянуть о свойствах, не приведенных в анкете, впишите их в конце списка и укажите соответствующую цифровую оценку. Спасибо!»
При обработке результатов экспертной оценки высчитывался средний балл каждого из 98 качеств, который мог находиться в пределах от 0 до 2. Далее вычислялись средние оценки (баллы) для каждой группы ПВК, которые были проранжированы по степени значимости для успешной деятельности психолога-консультанта Результаты обработки полученных данных по 15 группа ПВК для российских экспертов представлены в таблице 2.1.
Из таблицы 2.1 видно, что первое ранговое место и, соответственно наиболее высокий средний балл (1.95), по оценке отечественных специалистов в области психологического консультирования, получило такое качество личности, как ответственность. Второе ранговое место получило такое качество как наблюдательность, то есть способность замечать невербальный компонент в поведении клиента. Средний балл для наблюдательности составил 1.8. Третье ранговое место получило такое качество как эмпатия со средним баллом 1.78. Четвертое ранговое место занимают мыслительные свойства личности. Пятое ранговое место заняла креативность. Шестое ранговое место занимают коммуникативные свойства личности. Средние баллы по четвертому, пятому и шестому ранговым местам оказались близкими и составили 1.62, 1.60 и 1.56 соответственно. Иными словами, эффективность профессиональной деятельности психолога-консультанта, по мнению российских специалистов в области психологического консультирования, во многом зависти от степени развития перечисленных выше качеств. Они получили среднюю оценку выше 1.5 баллов, то есть, по мнению экспертов, являются скорее необходимыми для успешной деятельности психолога-консультанта, чем просто желательными.
Полученные нами результаты экспертной оценки ПВК российского психолога-консультанта несколько отличаются от результатов экспертной оценки ПВК психолога, психолога-практика, психолога-педагога, инженерного психолога, психолога труда, представленных в других диссертационных исследованиях. Сопоставление наших результатов с вышеуказанными заслуживает внимания в связи с тем, что все они получены на выборках отечественных специалистов, работающих в различных областях практической психологии. Кроме того, как нами, так и другими авторами, использовался метод экспертной оценки посредством одного и того же классического листа О. Липмана, хотя и в различных модификациях.
Согласно Верняевой Т.А., наиболее значимыми для успешной деятельности психологов-практиков по результатам экспертной оценки женщин-психологов являются такие качества как ответственность, эмпатия, наблюдательность, мыслительные свойства, коммуникативные способности. Мужчины-психологи ранжируют ПВК психолога-практика несколько иначе: наблюдательность, эмпатия, коммуникативные способности, ответственность, эмоциональные свойства [22].
В исследовании Шираповой Д.Д. первые 5 ранговых мест заняли такие качества как ответственность, отзывчивость, тактичность, чуткость, общительность [149].
Согласно Дмитриевой М.А. и Арефьеву С.А., для инженерных психологов оказались значимыми такие качества как наблюдательность, аттенционные, мыслительные, имажинитивные, волевые и коммуникативные свойства личности. Для психологов труда наиболее значимыми оказались коммуникативные, волевые и моторные свойства [34].
Таким образом, есть основания полагать, что профессия психолог-консультант предъявляет ряд специфических требований к специалистам, работающим в этой области психологической практики. Прежде всего, это относится к наличию у психолога таких ПВК как ответственность, эмпатия, наблюдательность, коммуникативные способности. В нашем исследовании было также установлено, что креативность, по мнению российских психологов-экспертов, является необходимым для успешной практической деятельности в области психологического консультирования.
Для большей обоснованности полученных результатов, как уже было отмечено, мы дополнили исследование оценками, полученными от зарубежных экспертов. В таблице 2.2 представлены 15 групп качеств, проранжированных по степени значимости для успешной деятельности зарубежного психолога-консультанта.
Чем занимается психолог-консультант
Первая задача, которую решает психолог-консультант — определение истинного душевного состояния клиента. Делает специалист эту работу посредством беседы с человеком, проведения тестирования, анкетирования и опросов. Далее психолог должен выстроить доверительные отношения с пациентом, чтобы выявить истинные триггеры, приведшие к развитию кризиса. Только после этого специалист может дать рекомендации и советы, как правильно принять решение из сложившейся ситуации.
В обязанности психолога входит:
- проведение психодиагностики;
- анализ личных качеств человека, его эмоционального состояния и поведения;
- выявление психологических проблем;
- разработка программы реабилитации пациента;
- корректировка выявленных отклонений;
- помощь в решении внутреннего кризиса, поиске себя и разрешении межличностных конфликтов;
- проведение индивидуальной или групповой консультации.
Профессия консультант предполагает, что специалист активно взаимодействует с клиентом, оказывает ему именно психологическую помощь, а не психотерапевтическую, которая подразумевает применение лекарственных средств.
Чем занимается психолог-консультант
Специалист может быть полезен в случае, когда самостоятельно справиться с проблемами не удаётся. Это могут быть и проблемы в браке, и вопросы в детско-родительских отношениях, и личностные проблемы – клиенты психолога-консультанта могут быть абсолютно разными и каждый с индивидуальными запросами.
Например, частой причиной обращения является экзистенциальный кризис. Это те случаи, когда человек не понимает, в чём заключается цель и смысл его жизни.
Мамы в декрете могут прибегнуть к помощи специалиста, если столкнутся с эмоциональным выгоранием. В этом состоянии женщины не только бывают неспособны экологично воспитывать собственных детей. Иногда женщина не может в таком состоянии даже позаботиться о себе, её психика просто не справляется с такой нагрузкой. Кто-то выбирается из этого состояния, а кому-то бывает необходима психологическая опора.
Также деятельность психолога-консультанта направлена на помощь в случае потери близкого человека, в вопросах повышения самооценки или поиска своего призвания. Проблемы в личной жизни также приводят людей в кабинет профессионального психолога.
Этими и многими другими вопросами и занимается такой специалист.
Освоив профессию, можно вести частную практику, работать штатным психологом по найму, проводить семейные, групповые или индивидуальные консультации, работая с людьми разных возрастных категорий. Работать может психолог-консультант онлайн или оффлайн, на своё усмотрение.
Круг обязанностей специалиста
В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.
Психотерапевт занимается:
- приемом клиентов;
- оценкой психоэмоционального состояния;
- сбором анамнеза;
- диагностикой;
- выявлением психологических проблем;
- разработкой схемы терапии;
- индивидуальной и групповой психотерапией.
В нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя, с чем трудно не согласиться. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован. У многих клиентов нет чёткого представления о работе психолога-консультанта, о методах воздействия и этических нормах поведения специалиста в консультативном процессе. Нередко психотерапевтическая практика беспрепятственно осуществляется неквалифицированными специалистами. В связи с ростом популярности профессии проблема неэтичного поведения психологов консультантов является крайне актуальной. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта междунормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Объект исследования: психологическое консультирование как вид психологической помощи. Предмет исследования: личностные качества психолога-консультанта. Цель работы: обобщить и систематизировать научный материал, представленный в работах зарубежных и отечественных психологов о процессе психологического консультирования и личностных качествах психолога-консультанта. Задачи исследования:
- Изучить особенности, цели и задачи психологического консультирования.
- Рассмотреть стадии психологического консультирования.
- Определить личностные и профессионально важные качества психолога – консультанта.
- Провести исследование личностных качеств психолога-консультанта.
Структурирование консультативного пространства
Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.
Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Р. Мэй (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:
— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.
Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.
Профессиональные качества психолога
Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.
Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:
Личностные качества психолога
Профессионально-значимые и личностные качества психолога
2. Личностные качества психолога
В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний. [4,237]
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
С какими проблемами работает детский психолог?
Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Агрессивное и импульсивное поведение,
- замкнутость,
- капризы и истерики,
- вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
- робость и застенчивость,
- повышенная тревожность,
- обидчивость,
- упрямство,
- страхи,
- школьная неуспеваемость,
- невнимательность,
- трудности в пересказе текста,
- неусидчивость,
- плохая работа в классе при отличной работе дома,
- сложности адаптации к садику и школе,
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
- нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
- низкая самооценка и неуверенность в себе,
- повышенная возбудимость и гиперактивность,
- ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
- психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
- ревность и соперничество между братьями и сёстрами.
Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.
Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта
Освоить профессию психолога-консультанта можно за несколько лет в вузе или училище, техникуме, колледже. Но если вы хотите сократить срок обучения, то лучше выбрать курсы профессиональной переподготовки. Быстрее не значит хуже. Обучение занимает меньше времени, потому что в программу входят только те дисциплины, которые напрямую относятся к профессии. В вузах преподают дополнительные дисциплины, например, математику и историю.
Вот что получат будущие психологи-консультанты на курсах переподготовки и повышения квалификации в Институте прикладной психологии в социальной сфере:
- информационную базу по психологической диагностике и консультированию;
- возможность работать с разными возрастными и социальными категориями людей, в разных организациях;
- знания и навыки по организации рабочего процесса и продвижению своих услуг;
- понимание того, как устроена психика;
- знание основ общей, возрастной, кризисной, дифференциальной, социальной, семейной психологии;
- инструменты для организации частных приемов и онлайн-консультаций.
Если вы сомневаетесь в выборе программы, то закажите бесплатную консультацию. Наши специалисты перезвонят вам и помогут подобрать оптимальную программу под ваши цели, желания и потребности.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Человеческие качества проявляются в состоянии человека при его взаимодействии с окружающим миром. Восприимчивость, адекватность ситуации, духовность, активность и целесообразность являются основными человеческими качествами и состояниями.
Вопрос 8. Профессиональные аспекты личности психолога-консультанта
- Курсовая работа Профессиональные качества психолога 440 руб.
- Реферат Профессиональные качества психолога 260 руб.
- Контрольная работа Профессиональные качества психолога 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста.
В данном разделе вы должны составить краткий и одновременно емкий текст, который подчеркнет компетентность.
В резюме на престижную должность психолога не должно быть информации об увлечениях и хобби. Об этом расскажите, если потребуется, лично на собеседовании. Все по теме. Вы должны настолько подогнать информацию под требования желаемой должности, чтобы каждая строчка свидетельствовала о том, что лучшего кандидата быть не может.
Пример «О себе» в резюме психолога:
- Работаю с людьми‚ помогаю разобраться в непростых жизненных ситуациях, по-новому взглянуть на жизненный путь. Имею опыт лечения депрессивных состояний‚ различных фобий‚ зависимостей‚ соматических заболеваний. Помогаю найти путь в поиске себя‚ обеспечить личностный рост‚ за счет изменения осознанности‚ проработки ошибок.