Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наказание водителю за наезд на пешехода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Умышленный наезд на пешехода — это спланированное/специально предпринятое действие водителем в отношении пешехода, не нарушающего в этот момент ПДД. Если же пешеход сам бросился под колеса/попал под авто по неосмотрительности, обвинения в умышленности с водителя будут сняты.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Какое наказание за умышленный наезд на пешехода
Виды ответственности за причинение вреда пешеходу такие же, как и при не намеренном наезде на пешехода — гражданско-правовая/административная/уголовная, которая определяется в зависимости от:
- Типа повреждений, причиненных пострадавшему — легкий/средний/тяжкий вред здоровью.
- Действий водителя после аварии — чтобы вас не обвинили в намеренном причинении вреда здоровью пешехода, ни в коем случае не покидайте место ДТП до приезда ГИБДД. Постарайтесь сразу остановить автомобиль, включите аварийку и выставите аварийный знак. После чего обеспечьте защиту пострадавшего от иных ТС, вызовите ГИБДД и скорую помощь.
Ситуация значительно ухудшится, если в результате происшествия пешеход погибнет. Если будет доказано, что он был сбит водителем умышленно, последнему может быть вменена статья за умышленное убийство.
В: Что считается наездом на пешехода?
О: Наездом на пешехода считается любое взаимодействие между ним и движущимся ТС независимо от степени причиненного в результате происшествия вреда.
В: Какое наказание за наезд на пешехода на тротуаре?
О: При данном происшествии вина водителя очевидна, поскольку ПДД категорически запрещают передвигаться ТС по тротуарам. Что касается наказания за наезд на тротуаре — оно аналогично наказанию за наезд, совершенный во дворе жилого дома. Плюс к мерам наказания добавится штраф 2 тыс. руб. по ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ за езду в не предназначенном для этого месте.
В: Если задел пешехода зеркалом, ДТП это или нет?
О: Поскольку любой контакт между движущимся ТС и пешеходом, считается наездом на него, следовательно, данное происшествие является ДТП.
В: Предусмотрено ли наказание, если задел пешехода зеркалом?
О: Водитель несет ответственность за данное происшествие, если в результате него пешеходу причинен вред здоровью/имуществу. Наказание в этом случае аналогично, как и при наезде на пешехода.
В: Какое наказание, если сбил ребенка на пешеходном переходе?
О: Законодатель не предусмотрел какой-либо разницы в порядке рассмотрения и назначения наказания при участии в ДТП ребенка. Следовательно, ответственность для водителя будет такая же, как и при наезде на взрослого.
Что будет за наезд на пешехода на остановке или на тротуаре
Выше мы видели, что статьи закона предусматривают довольно большой разбег в наказаниях: фиксированного штрафа или срока нет, суд выносит решение для каждой ситуации отдельно.
Зависит это от обстоятельств: нарушил ли водитель правила движения или, наоборот, пешеход неправильно переходил дорогу; может ли что-то смягчить или усилить вину ответчика и т.д. Так что если наезд был совершен на остановке или на тротуаре — судить будут по тем же статьям.
Суд будет суровее, если водитель был пьян или сбежал с места происшествия. В статье 264 УК РФ о наказании для таких случаев говорится отдельно в пунктах 2, 4 и 6:
- тяжкий вред — работы до трех лет, лишение свободы до четырех;
- смерть человека — лишение свободы от двух до семи лет;
- смерть нескольких людей — тюрьма от четырех до девяти лет.
Ежели водитель помог человеку, которого сбил, вызвал скорую, отвез в больницу, оплатил лечение — это будет смягчающим обстоятельством, и суд может уменьшить наказание.
Варианты ДТП с наездом на пешехода
На практике выделяется множество видов столкновений автомобилей с людьми. Для удобства ДТП с наездом делятся на два вида:
- На пешеходном переходе — «зебре». Если столкновение произошло на пешеходном переходе, виновная сторона всегда водитель. Исключение — движение пешехода на запрещающий свет светофора (если он установлен). В остальных случаях человек за рулем обязан снизить скорость и контролировать ситуацию. Иногда удается доказать, что избежать столкновения было невозможно из-за резкого появления человека. По ПДД пешеход должен убедиться в безопасности перемещения через «зебру», а уже после пересекать дорогу. Но вне зависимости от обстоятельств отвечать водителю все-таки придется.
- Вне «зебры». При ДТП вне пешеходного перехода необходимо смотреть, как человек пересекал дорогу. По ПДД он вправе перейти проезжую часть на перекрестке. Если такой возможности нет, пересечение возможно на участках с хорошей видимостью и под прямым углом. При этом на проезжей части не должно быть разделительных полос или специальных заборов.
В таких случаях проще доказать вину пешехода, если она имеется. Но избежать ответственности все равно трудно. Даже при признании невиновности водителю часто приходится платить компенсацию и оплачивать лечение пострадавшего.Каждая ситуация с наездом рассматривается индивидуально после изучения всех обстоятельств события — места ДТП, алкогольного состояния участников, действий водителя и т. д.
Если человек оказался в роли пострадавшего, важно сделать правильные шаги для защиты интересов и получения компенсации. Алгоритм действий:
- Оценка ситуации и вызов работников ГИБДД (если эту работу не сделал водитель). Важно опросить свидетелей и собрать их показания. Желательно оставаться на месте событий до приезда работников автоинспекции. При подозрении на ушибы или другие повреждения после наезда необходимо вызвать скорую помощь.
Если водитель убежал, важно собрать максимум данных о машине и виновнике, чтобы ускорить поиск. Если рядом не будет свидетелей, государственные службы придется вызывать самому. После приезда работников ГИБДД необходимо дать показания и проконтролировать правильность заполнения документов.
- Получение выплат. При наличии страховки ОСАГО у сбившего авто можно требовать до 500 000 р. компенсации (в зависимости от ситуации). Дополнительно можно требовать материальный ущерб. Если полученных от СК денег не хватает, остальную сумму нужно истребовать с водителя. В случае отказа придется идти в суд.
- Судебный процесс. Для успешного завершения дела важно участвовать в разбирательствах и предоставлять необходимые сведения. Активность пешехода всегда засчитывается судом и повышает шансы на получение компенсации. Если имеется подозрение на низкую эффективность работы следствия, можно подать жалобу в Прокуратуру или орган, стоящий выше по иерархии.
Компенсация морального вреда
Даже при отсутствии последствий для здоровья пешехода, наезд автомобиля причиняет моральный вред. Взыскать его можно по нормам ГК РФ, для этого учитываются следующие правила:
- иск подается потерпевшим вне зависимости от привлечения водителя к ответственности по КоАП РФ, однако при наличии постановления по ст. 12.24 КоАП РФ повторно доказывать факт наезда не нужно;
- истец обязан обосновать сумму компенсации морального вреда, однако окончательный размер выплаты определит суд с учетом степени психических и нравственных страданий от наезда;
- расчет суммы компенсации не зависит от размера штрафа по административному делу, либо от срока лишения прав.
Что считается наездом на пешехода согласно ПДД?
Желающие отыскать формулировку «наезда» в ПДД лишь зря потратят время. Законы дают только общее описание ДТП, причем и правила дорожного движения (ст. 1.2 ПДД РФ), и ФЗ №196 (О безопасности дорожного движения – ст.2) одинаковую:
ДТП – некое событие с участием ТС, возникшее в результате его движения по дороге, из-за которого погибли или ранены люди [машины, грузы, здания – в данном случае отдельно не рассматриваются] или причинен другой материальный ущерб.
Мы не случайно сделали акцент на три момента, но, к сожалению, не для того, чтобы вывести четкую формулировку «наезда на пешехода», а, наоборот, показать несостоятельность данной по отношению к наезду.
Четко придерживаясь буквы закона, можно было бы утверждать, что наезд вне дороги, если ущерб здоровью не нанесен, а вред исключительно материальный не будет являться ДТП. Однако судебная практика вдрызг развеивает подобные заблуждения, назначая и компенсацию за моральный вред, причем при происшествии, произошедшем и вне дорог, и при отсутствии видимых последствий для здоровья.
Исходя из этого можно вывести такую формулировку:
Наездом на пешехода может считаться любой контакт между транспортным средством, находящимся в движении и пешеходом, вне зависимости от уровня причиненного вреда.
Когда виноват пешеход, а водитель — нет
Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.
Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).
Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:
«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
…
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».
То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.
Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Что грозит водителю, который сбил человека? Ответственность
Конечно, степень ответственности напрямую зависит от тяжести полученных травм — неспроста последствия такого ДТП перечислены в трех кодексах, включая Уголовный (подробнее ниже). Однако прежде чем рассмотреть обычные обстоятельства, стоит упомянуть еще два правовых аспекта.
Как говорится, у нас есть две новости — хорошая и плохая:
- Хорошая новость заключается в том, что водитель может доказать свою невиновность. Утверждение о том, что водители виновны в 100% случаев, является мифом. Согласно официальной статистике, считается, что пешеходы виновны в более чем 30% таких ДТП.
- Плохая новость заключается в том, что не имеет значения, кто виноват — водитель, сбивший пешехода, будет привлечен к ответственности с целью возмещения расходов на лечение/реабилитацию пешехода в соответствии со статьей 1079 Закона РФ.
Согласно этой статье, транспортное средство является источником повышенной опасности, и владелец (пользователь) такого «источника» обязан возместить вред, причиненный транспортным средством Есть два исключения: владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный транспортным средством, и владелец (пользователь) транспортного средства обязан возместить вред, причиненный транспортным средством. Это героическое насилие и доказанный умысел пешехода.
Первый вариант настолько велик, что широко используется (невозможно доказать, что пешеход был сбит страшным смерчем) — к нему мы вернемся позже в консультации.
Что касается «плохих» новостей, давайте обнаружим несколько положительных оттенков.
- Водитель должен был застраховать свою гражданскую ответственность, и пешеход получит компенсацию от страховой компании в пределах суммы полиса.
- Если пешеход будет признан виновным, компенсацию за ремонт поврежденного в результате столкновения автомобиля может потребовать виновник, несмотря на произведенную им выплату (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Перед законом следует сказать несколько слов о возможном уровне ответственности виновника. Речь идет о трех вышеупомянутых кодексах: гражданском, административном и уголовном. Уровень ущерба определяет наказание за наезд на пешехода.
- Незначительный ущерб — от 2, 500 до 5, 000 BC, что способствует штрафу от 1 до 1. 5 лет лишения прав.
- Умеренный ущерб — штраф от 10 000 до 25 000 BC, лишение прав от 1. 5 до 2 лет.
Вред, причиненный здоровью или жизни, возмещается лицом, его причинившим, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. В то же время закон не делит людей на пешеходов и водителей. Если суд признает человека виновным в причинении вреда, он должен заплатить.
Этот вид ответственности является самостоятельным и может применяться в рамках административной или уголовной ответственности. Он также может быть независимым.
Обратите внимание, что даже если виновник несет уголовную ответственность, возмещение ущерба возможно в том же случае, но потерпевшему причиняется ущерб по другому требованию, о котором следует позаботиться.
Виновный должен получить компенсацию за вред, причиненный его здоровью, стоимость лекарств, а также все последующие необходимые реабилитационные процедуры, такие как протезирование, санаторное лечение и тепловые ванны. Кроме того, размер компенсации зависит от дохода, который пострадавший получил бы, если бы не попал в аварию.
Для определения размера компенсации берется средний размер компенсации за предыдущий год. А если непосредственно перед несчастным случаем у пассажира произошли значительные изменения в жизни, например, он устроился на более высокооплачиваемую работу или прошел полный курс обучения и нашел работу в соответствии с правилами § 1086, ст. 5.
В гражданско-правовых случаях для расчета выплаты используется доход, полученный пассией за последний период.
Что делать при наезде на пешехода
- Немедленно остановить автомашину, выставить аварийный знак и включить габаритные огни в режиме аварийной сигнализации.
- Обеспечить защиту пострадавшего от движущегося транспорта для исключения более серьёзных повреждений;
- Оказать необходимую помощь пострадавшему, вызвать службу спасения и ГИБДД. Нужно учитывать, что перемещать пострадавшего нельзя, так как любые перемещения могут быть опасны для его здоровья. Лишь при острой необходимости, если жизнь пострадавшего в опасности, следует отвезти его в больницу на другой машине, не убирая собственный автомобиль до прибытия полицейских. Неоказание требуемой помощи влечёт уголовную ответственность по ст. 125 УК РФ.
Бесплатные мобильные телефоны экстренных служб:
- 112 – дежурный диспетчер службы спасения. Этот номер един для всех операторов сотовой связи и позвонив по нему вы попадете на диспетчера службы спасения города где находитесь или к которому ближе всего. Позвонить на этот номер по мобильному телефону можно даже если на балансе нет денег, симка заблокирована или она отсутствует вообще.
- 030 – скорая помощь для пользователей операторов МТС и Мегафон;
- 003 – скорая помощь для пользователей мобильного оператора Билайн;
- 020 – дежурная служба полиции для пользователей МТС и Мегафон;
- 002 — дежурная служба полиции для пользователей Билайн.
Не отпускайте пострадавшего без оказания медицинской помощи, так как в состоянии шока он может предпринимать самостоятельные попытки покинуть место происшествия, а через некоторое время потерять сознание или умереть. Помните, что ответственность за наезд на пешехода в первую очередь ложится на водителя, поэтому, чтобы не усугубить её степень, важно дождаться сотрудников ГИБДД, даже если потерпевший убыл с места аварии. Существует большая доля вероятности, что позднее под влиянием ухудшившегося состояния или убеждений родственников он пойдёт в полицию и подаст заявление.
- Следует записать данные свидетелей происшествия, если они есть.
- Зафиксировать на видеокамеру (планшет, сотовый телефон) место, следы и обстоятельства происшествия с указанием даты и времени происходящего, процедуру оформления ДТП сотрудниками ДПС. Подробно и чётко должно быть записаны на камеру расположение машины и пострадавшего после столкновения, тормозной след с приложенной линейкой, погодные условия и состояние дорожного покрытия, повреждения на машине, наличие дорожных знаков и разметки.
- Сообщить о происшествии в страховую компанию, которая обязана, при наличии полиса ОСАГО, возместить вред здоровью пострадавшего в пределах 500 тыс. рублей на основании ст.7 ФЗ №40 от 25.4.02 и ст.1 п.6«а» ФЗ №223 от 21.7.14.
- Принимать участие в составлении протокола происшествия, ознакомиться со схемой ДТП. При наличии видеозаписи регистратора предоставить её инспектору ГИБДД. При несогласии с информацией в протоколе, зафиксируйте свое мнение в документе в специальной графе. При наличии явных травм на пешеходе, полученных им в ДТП, водитель в обязательном порядке направляется на медосвидетельствование для выяснения трезвого состояния, отказываться от которого ни в коем случае не следует.
- После оформления документов на месте происшествия инспектор определяет число и время прибытия в отделение ГИБДД для предоставления письменных показаний. До этого времени водителю следует обратиться за помощью к автоюристам о предоставлении необходимой консультации или правовой защиты. В объяснительной записке следует детально описать все обстоятельства случившегося.
Ответственность при наезде на человека на пешеходном переходе
Сегодня, каждый третий пешеход не знает правил движения через дорогу, хотя всем известно, что риск попрощаться с жизнью даже на «зебре» предельно высок. В статье 14 правил дорожного движения сказано, что водитель должен обязательно остановиться перед пешеходным переходом (если тот не регулируется светофором) и продолжить движение, как только все люди перейдут «зебру».
Если водитель видит, что пешеходный переход пуст и людей нет, подъезжая к нему, он все равно обязан сбросить скорость.
Если пешеходный переход регулируется светофором, водитель обязан дождаться пока пешеход закончит движение, даже при условии, что зеленый свет уже горит водителю.
Каждая из этих норм создана для одной цели: снизить вероятность наезда на человека. Но, тем не менее, нарушения совершаются часто: водители не пропускают людей, а пешеходы практически с разбегу выскакивают на «зебру».
Если совершен наезд на человека, пересекающего дорогу, наказание за содеянное будет зависеть от того, насколько серьезны последствия. Водителя ждет сразу три вида ответственности:
- Гражданско-правовая.
- Административная.
- Уголовная.
Как оформляется факт наезда на пешехода
Действующее законодательство РФ предписывает выполнение следующих правил оформления и разбирательства ДТП при наличии пострадавших:
- Непременно составляется документ обследования места ДТП.
- При ДТП с наличием тяжких последствий, включая случай смертельного исхода, к месту ДТП выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.
- При необходимости к осмотру подключают экспертов — криминалиста и автотехника. В зоне (на месте) ДТП осматривается ТС с занесением данных осмотра в протокол.
- Установление и опрос участников ДТП и видевших его. Непременно среди прочих обстоятельств выяснению подлежат: с какой скоростью двигался автомобиль перед наездом на пешехода, миг, в который водитель обнаружил опасность и метраж до человека, когда водитель заметил его на пути (тротуаре, дворе), темп, вектор перемещения и траектория движения пешехода.
- Чтобы установить механизм аварии, определить взаимодействие ТС с пострадавшим в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная трассологическая авто-экспертиза.
- Чтобы определить механику, как были получены телесные повреждения (переломы, травмы и др.), степень тяжести вреда для здоровья, а также, почему наступила смерть, проводят судебно-медицинскую экспертизу (СМЭ).
- Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.