Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета в бюджетном учете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.
Порядок ведения аналитического учета на забалансовых счетах
В таблице представим информацию о порядке ведения аналитического учета объектов на забалансовых счетах с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом № 198н в Инструкцию № 157н.
Забалансовый счет |
Регистр бухгалтерского учета |
Ведение аналитического учета (пункт Инструкции № 157н) |
01 «Имущество, полученное в пользование» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе объектов имущества (имущественных прав), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц, собственников (балансодержателей) имущества, а также по учетным (инвентарным, серийным, реестровым) номерам, указанным в акте приема-передачи (ином документе), в разрезе правовых оснований, кодов классификации операций сектора государственного управления (п. 334) |
02 «Материальные ценности на хранении» |
Карточка учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе контрагентов (собственников, владельцев, заказчиков), объектов имущества (по видам, сортам и местам хранения (адресам нахождения), ответственных лиц, правовых оснований (п. 336) |
03 «Бланки строгой отчетности» |
Книга учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) |
По каждому виду бланков строгой отчетности (по наименованию бланка, номеру, серии) в разрезе ответственных лиц и местонахождений (адресов, мест хранения) (п. 338) |
04 «Сомнительная задолженность» |
Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) |
В разрезе видов поступлений (выплат), источников финансового обеспечения, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов; контрагентов (должников), с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания; кодов классификации доходов бюджетов, уникальных идентификаторов начислений (УИН), правовых оснований (п. 340) |
05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» |
Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (ф. 0504055) |
В разрезе контрагентов (учреждений-грузополучателей), объектов имущества, правовых оснований (п. 342) |
06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности» |
Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) |
В разрезе видов поступлений по каждому учащемуся, студенту, виду материальных ценностей (п. 344) |
07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества (п. 346) |
08 «Путевки неоплаченные» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц, мест хранения по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости (в условной оценке) (п. 348) |
09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству (п. 350) |
10 «Обеспечение исполнения обязательств» |
Многографная карточка (ф. 0504054) |
В разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам его хранения (адресов), а также обязательствам, в обеспечение которых они поступили; видов валют, контрагентов, идентификаторов обязательств, идентификаторов обеспечения (п. 352) |
11 «Государственные и муниципальные гарантии» |
Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) |
В разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, в отношении которых предоставлены государственные (муниципальные) гарантии; видов гарантий, видов долга (внутренний, внешний), правовых оснований (договоров, контрактов), кодов бюджетной классификации, элементов бюджетов, регистрационных номеров (п. 354) |
12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе заказчиков (тем научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ), ответственных лиц, мест хранения, по виду (наименованию) оборудования (с указанием производственных номеров, при их наличии) и их количеству (п. 356) |
13 «Экспериментальные устройства» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе ответственных лиц, мест хранения по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров, при их наличии), их количеству и стоимости (п. 358) |
17 «Поступления денежных средств», |
Многографная карточка (ф. 0504054) и (или) карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) |
В разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности (кодам классификации доходов (расходов) бюджетов), кодам финансового обеспечения, кодам КОСГУ; видов валют (п. 366, 368) |
20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» |
Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) |
В разрезе видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность учреждения по кредиторам, с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности в целях регистрации принятого (принимаемого) денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты, за исключением кредиторской задолженности, связанной с переплатами в бюджет, которая ведется в разрезе видов платежей; кодов классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, кодов финансового обеспечения (п. 372) |
21 «Основные средства в эксплуатации» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В порядке, установленном учреждением в учетной политике, в разрезе объектов имущества, ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов) (п. 374) |
22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» |
Регистр не предусмотрен* |
В порядке, установленном учреждением в учетной политике, в разрезе контрагентов (учреждений-грузоотправителей), объектов имущества, правовых оснований (п. 376) |
23 «Периодические издания для пользования» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
По номенклатуре периодических изданий и единицам измерения (один номер, один комплект) (п. 378) |
25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения (адресов), видов имущества, кодов классификации операций сектора государственного управления (п. 382) |
26 Имущество, переданное в безвозмездное пользование» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе пользователей имущества, объектов имущества, мест его нахождения (адресов), кодов классификации операций сектора государственного управления (п. 384) |
27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» |
Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
В разрезе пользователей имущества (сотрудников), мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости, в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (п. 386) |
31 «Акции по номинальной стоимости» |
Реестр учета ценных бумаг (ф. 0504056) |
По количеству в разрезе видов акций, контрагентов (эмитентов), реестровых номеров акций, присвоенных в реестре федерального имущества (п. 390) |
Забалансовый счет 01 в бюджетном учете
Используется для учета основных средств (ОС), получаемых по договорам аренды или безвозмездно с правом эксплуатации без закрепления в оперативное управление.
Рассмотрим практический пример.
Для проведения праздника Учреждение культуры взяло напрокат костюмы. Согласно контракту арендодатель передал в двухмесячное пользование 5 костюмов. Сумма арендной платы составила 12 500 руб. После праздника костюмы возвращены. В учете использовался забалансовый счет 01:
- имущественные объекты получены в аренду — Дт 01 (12 500 руб.);
- произведен возврат имущества, взятого в аренду – Кт 01 (12 500 руб.).
Порядок ведения забалансового учета
Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.
Учет по забалансу ведется в простой форме, избегая спама, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.
Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.
Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.
Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.
План счетов бухгалтерского учета 2024: основные составляющие
План включает счета для отражения бухгалтерских операций, учета. У каждого счета уникальный номер. Он позволяет конкретно определить счет в системе учета. ПС включает разные разделы, каждый из них состоит из группы счетов:
- разделы. План счетов бухгалтерского учета Минфин включает восемь разделов. Каждый из них включает перечень счетов, которые обязаны использовать предприятия в БУ, если у них осуществляются соответствующие операции;
- счета. Каждый раздел включает обязательные счета для облегчения учета, анализа операций;
- субсчета. Действующий план включает список субсчетов, но компании могут ввести свои субсчета с учетом специфики деятельности.
Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении
Рассмотрим практический пример.
Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:
- списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
- закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).
Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:
- восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)
Для чего применяют забалансовые счета
Ключевой принцип бухучета организации — это имущественная обособленность. Это значит, что собственные активы, пассивы, имущество компании необходимо учитывать отдельно от активов, пассивов и имущества иных экономических субъектов. Свое собственное имущество фирма отражает на балансе, принимая объекты к бухгалтерскому учету по установленным правилам .Чужие активы и обязательства тоже учитывают. Но отразить сторонние объекты на балансе нельзя. Для этих целей и применяются забалансовые счета.
Цели ведения забалансового бухучета следующие:
Цель забалансового бухучета |
Пояснение |
---|---|
Контроль наличия бухгалтерских объектов |
Имущество и иные активы, переданные во временное пользование и хранение, приходуются на забалансовых счетах. Здесь же отражается стоимость собственного имущества, которое следует списывать в расходы. |
Контроль движения бухгалтерских объектов |
Фиксируются любые изменения (поступления, выбытия, увеличения, уменьшения, перемещения) фактических количественных и стоимостных измерений. |
Обеспечение сохранности |
Контроль наличия и движения бухгалтерских объектов обеспечивает их сохранность. Достоверная информация используется для проведения инвентаризационных проверок и ревизий. |
Сбор и обобщение информации |
Позволяет оперативно получить достоверные сведения о количестве, качестве, стоимости объектов. Аналитика позволяет получить сведения о дебиторах, кредиторах, объектах бухгалтерского учета, договорах и прочее. |
Основание для налогообложения |
Способ учета имущества влияет на обложение. Например, налог на имущество начисляется только на активы, которые числятся на балансе. Важно правильно отразить активы, полученные во временное распоряжение в бухгалтерском и налоговом учете, чтобы верно рассчитать платеж. |
Отражение в финансовой отчетности |
Сведения о состоянии забалансовых счетов раскрываются в финансовой отчетности. Информация отражается в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. |
Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:
- имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
- имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
- имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
- музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
- прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.
Указанные забалансовые счета открываются к балансовым счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов) и предназначены для аналитического учета соответственно поступлений и выбытий денежных средств. В связи со схожестью назначения обоих счетов в пункты 366 и 368 Инструкции № 157н внесены идентичные поправки.
Прежняя редакция Инструкции № 157н предусматривала ведение аналитического учета по счетам в разрезе счетов (лицевых счетов), кодов бюджетной классификации, кодов финансового обеспечения, кодов классификации операций сектора государственного управления, видов валют. Учет ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) и (или) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Изменения расширили возможности учреждений. Они вправе предусмотреть в положениях учетной политики аналитический учет по счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» в разрезе контрагентов, идентификационных номеров расчетов (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии), с указанием дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, правовых оснований (включая дату исполнения) при учете расчетов по целевым поступлениям (выбытиям)).
Нормативное регулирование
С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).
Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:
Особенности учета забалансовых счетов в бюджетных организацияхПеречень забалансовых счетов в бюджетном учете определяется нормативными актами, принятыми на уровне государства. Как правило, это счета, которые используются для специальных целей и зачастую имеют ограниченный срок действия. Одной из особенностей учета забалансовых счетов является то, что они не подлежат оценке и не отображаются в отчетности бюджетной организации. Они могут быть связаны с определенными проектами или программами, и их балансовая стоимость может быть нулевой или фиксированной на определенный срок. Учет и контроль за движением средств по забалансовым счетам осуществляется в рамках бюджетного процесса. В бюджетных организациях обычно создается специальная подсистема учета и контроля за забалансовыми счетами, которая позволяет отслеживать движение денежных средств и обеспечивает контроль за их использованием. Для бюджетных организаций важно правильно учитывать и отчитываться по забалансовым счетам, так как это может иметь влияние на использование бюджетных средств и выполнение программ и проектов. Правильное ведение учета забалансовых счетов помогает обеспечить прозрачность и эффективность финансового управления в бюджетных организациях. Роль забалансовых счетов в финансовом планировании бюджетных организацийЗабалансовые счета играют важную роль в финансовом планировании бюджетных организаций. Они позволяют отслеживать и контролировать движение денежных средств, не отраженных в бухгалтерской отчетности, но имеющих существенное значение для работы организации. На забалансовых счетах записываются операции, которые не могут быть отражены в основной бухгалтерской системе. К таким операциям относятся, например, расходы, связанные с закрытием бюджетного года, но произведенные после составления финансового отчета, а также особые поступления и выплаты, не предусмотренные установленным порядком. Записи на забалансовых счетах позволяют полнее сформировать финансовое планирование бюджетных организаций. Они помогают учесть все потенциальные доходы и расходы, учитывая специфику работы каждой организации. Благодаря этому, руководство бюджетной организации может прогнозировать свои финансовые ресурсы и планировать свою деятельность на будущее. Для удобства и наглядности отслеживания финансовых операций на забалансовых счетах используется таблица. В ней указываются детали каждой операции, такие как дата, описание, сумма, а также ссылки на соответствующие документы. Такая структура позволяет легко ориентироваться в финансовых данных и обеспечивает прозрачность работы организации. Важно отметить, что использование забалансовых счетов требует аккуратности и ответственности. Поскольку эти счета не отражаются в основной бухгалтерской отчетности, они должны быть тщательно контролируемы и документально обоснованы. При этом необходимо соблюдать все установленные правила и требования бюджетного учета. Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» Входит в перечень новых забалансовых счетов, введенных Приказом № 198н. Счет предназначен для учета результатов долгосрочных договоров строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Формирование первичных документов на бумажном носителеПри установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов. Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
* * * В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года: 1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете). 2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года. 3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами. 4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов. 5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н. 6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП. 7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета. Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н. В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172). Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:
Для чего нужен забалансовый счет бюджетной организацииТакие счета являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодических и итоговых отчетах организации. Не знаете, что такое забалансовый счет в бухгалтерии? В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и забалансовые счета. На основных счетах бухгалтерам надлежит вести операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами, учитывается информация о различных товарах и работах, а также реклама и иные услуги. Забалансовые счета используются для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Еще забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухгалтерских счетах. Похожие записи: |