Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается отсутствие события от отсутствия состава административного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку. Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи. Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием. Такое лицо не может являться субъектом проступка и, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения. Дело подлежит прекращению по части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава. С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий. Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения.
Что необходимо знать, чтобы избежать административной ответственности
Если в отношении юридического или должностного лица надзорным, контрольным органом составлен протокол об административной ответственности, юристу следует внимательно изучить данный документ, а также все стороны правонарушения, поскольку есть обстоятельства, которые дают возможность оспорить правонарушение или действия должностных лиц и соответственно избежать административной ответственности. На какие позиции следует обратить внимание и что предпринять в той или иной ситуации, автор рассказывает в статье.
- Справочно:
- за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, ответственность не предусмотрена.
- Существуют 2 способа избежать административной ответственности:
|
|
|
|
В настоящей статье мы рассмотрим, как использовать обстоятельства, исключающие привлечение к административной ответственности.
1. Отсутствие события правонарушения означает отсутствие прямых доказательств, подтверждающих сам факт совершения административного правонарушения. Косвенные доказательства в таком случае могут быть подвергнуты обоснованным сомнениям и не приняты во внимание.
Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения признается тот, кто его совершил, т.е. выполнил описанный в законе состав административного правонарушения. Субъект административного правонарушения имеет особое значение как для теории, так и для правоприменительной практики (например, по субъектному составу осуществляется разграничение административной и налоговой ответственности).
Субъектами административного правонарушения являются физические лица и юридические лица.
1. Физические лица — субъекты административного правонарушения подразделяются на три группы: общие, специальные и особенные.
Общими субъектами административного правонарушения рассматриваются вменяемые, дееспособные физические лица, достигшие возраста административной ответственности.
Вменяемость выражается в способности лица осознавать фактический и вредный характер своих действий (бездействия) и руководить ими. Отсутствие такого состояния может служить основанием для освобождения лица от ответственности в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ. Невменяемость как правовая категория включает в себя два момента: интеллектуальный (психологический) и медицинский (биологический). Если интеллектуальный момент характеризуется расстройством сознания: лицо не осознает фактического характера и вредности совершаемых действий (бездействия) и не может ими руководить, то биологический критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности — хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие или иное болезненное состояние психики.
К административной ответственности привлекаются только те лица, которые достигли на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет, т.е. деликтоспособные лица. Установление такого возрастного ценза не случайно, поскольку законодатель исходит из того, что к 16 годам индивид достигает такого уровня своего психического развития, когда он уже отчетливо и в полной мере осознает фактический характер и вредность деяний, которые отнесены к категории противоправных, и может нести за них ответственность.
В идеале, при наличии такого обстоятельства невозможно возбуждение дела об административном правонарушении. На что прямо указывает статья 24.5. КоАП РФ. Но, к сожалению, часто должностные лица «невнимательны». Или не внимают доводам лица, участвующего в деле, его защитника.
Если дело было начато, то на любой его стадии оно подлежит прекращению. Хоть по итогам административного расследования, до или после составления протокола об административном правонарушении. Хоть на стадии рассмотрения дела или обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Не только отсутствие факта наличия деяния, которое является административным правонарушением, суд назовет отсутствием события правонарушения. Но и тогда, когда его совершение не удалось установить. Устанавливает событие правонарушения уполномоченный орган государственной власти (ст. 26.1 КоАП РФ). Событие правонарушения должностное лицо описывает в протоколе об административном нарушении.
Однако рассматриваемые категории — нетождественные категории. Так, только наличия события недостаточно, чтобы привлечь лицо к ответственности. Для этого необходимо установить еще два элемента состава: субъект и субъективную сторону. Они характеризуют внутреннюю сторону противоправного деяния, выражающуюся в возможности лица быть привлеченным к ответственности за содеянное. Например, субъектом может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Субъективная сторона предусматривает, что лица виновно в совершенном деянии, а также то, что у него имелись цель и мотив его совершения. Субъект и субъективная сторона характеризуют лицо, совершившее проступок, и субъективное отношение лица к своему проступку. Между ними и событием правонарушения как фактическим явлением материального мира нет причинно-следственной связи.
Можно привести следующий пример. Пешеход пересек дорогу в неустановленном месте. Факт нарушения налицо: пешеход перебежал дорогу в неположенном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Нарушение зафиксировано видеокамерой. В ходе производства по делу лицо было признано невменяемым в связи с выявленным психическим заболеванием.
Таким образом, наличие события административного правонарушения не всегда означает наличие его состава. С другой стороны, если в действии лица установлен состав проступка, наличие события считается установленным. В этом главное различие этих категорий. Понимание этого различия важно для правильной квалификации проступка и применения наказания в соответствии с тяжестью совершенного административного правонарушения.
Практическое применение
Отсутствие объекта административного правонарушения, как правило, само по себе не встречается. Потому что каждая статья Особенной части КоАП РФ сгруппирована именно по видам объектов. На которые посягает то или иное нарушение. Поэтому это основание встречается вместе с отсутствием объективной стороны.
Норма статьи КоАП РФ содержит описание и объективной стороны. К примеру, мелкое хулиганство. Для него важно, чтобы человек действовал в общественном месте. А он, к примеру, “хулиганил” в чужой квартире, пусть и с причинением ущерба. Такие действия не свидетельствуют о наличии состава правонарушения мелкое хулиганство и т.п.
Отсутствие субъекта в КоАП РФ означает, что по каким-то причинам он не подлежит ответственности. Это недостижение возраста (16 лет), невменяемость физического лица. Причем не обязательно недееспособность, установленная приговором суда. А именно невозможность на момент совершения правонарушения отдавать отчет своим действиям и руководить ими.
Самое популярное, безусловно, средство прекратить дело – доказать отсутствие субъективной стороны. Все сомнения трактуются в пользу лица, которое привлекается к административной ответственности (ч. 4 ст. 1.5. КоАП РФ). Установить вину должен тот, кто составляет протокол об административном правонарушении.
Отсутствие состава административного правонарушения и малозначительность
Установить, что состав административного правонарушения отсутствует, уполномоченное должностное лицо может только в отношении конкретного лица. То есть после установления личности лица, которому вменяется нарушение. И это обстоятельство – безусловное основание для прекращения дела.
Малозначительность административного правонарушения означает, что все элементы состава правонарушения установлены. Но по той причине, что вред (угроза) вреда оказалась незначительной, ответственность не возлагается.
Как показывает практика рассмотрения дел по административным нарушениям, отсутствие состава административного правонарушения нередко приходится доказывать в суде.
Уточняющие вопросы по теме
Какой состав административного нарушения в случае с непристегнутым ремнем безопасности?
Состав административного правонарушения статьи 12.6 КоАП РФ.
в материалах дела 5.35. отсутствуют документы подтверждающие родство привлекаемого и несовершеннолетнего. можно прекратить в связи с отсутствием состава преступления?
Вы вправе обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ, приводя любые свои доводы и аргументы.
Состав административного правонарушения:
Административное правонарушение — это нарушение правил и норм, установленных административным законодательством.
Состав административного правонарушения включает в себя две основные составляющие: объективную и субъективную.
- Объективная сторона — это деяние или бездействие лица, нарушающего административное законодательство. Объективная сторона определяется наличием характеристик и признаков, предусмотренных административным законом.
- Субъективная сторона — это вина лица, то есть его умышленное или неосторожное отношение к совершению правонарушения. Субъективная сторона характеризуется намерением или неосторожностью.
В зависимости от сложности, тяжести и последствий совершенного правонарушения, состав административного правонарушения может быть различным.
Существуют различные виды административных правонарушений, такие как:
- Нарушение правил дорожного движения;
- Нарушение санитарных норм и правил;
- Нарушение правил трудовой дисциплины;
- Нарушение порядка рекламы и деятельности СМИ;
- Нарушение правил таможенного контроля и многое другое.
В случае совершения административного правонарушения, налицо нарушение закона, идет ответственность перед государством в виде назначения административного наказания.
Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
- Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
- Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
Отсутствие события в правовой системе
В отличие от отсутствия состава административного правонарушения, когда событие совершено, но не выполняются определенные условия для его квалификации как правонарушения, отсутствие события означает полное его отсутствие. Например, если закон запрещает владение определенными предметами, то отсутствие события будет означать, что нет ни самого предмета, ни его владельца, который мог бы нарушить закон.
Отсутствие события может быть результатом действий правовой системы, например, когда нормы права предусматривают определенные запреты или ограничения. Также отсутствие события может быть результатом социальных процессов, когда нормы права не находятся в соответствии с моральными ценностями и общепринятыми нормами поведения общества.
Таким образом, отсутствие события в правовой системе играет важную роль в определении отсутствия нарушений закона. Это позволяет поддерживать правопорядок и обеспечивать соблюдение правовых норм в обществе.
Практические примеры и рекомендации
В процессе рассмотрения дел по административным правонарушениям возникает необходимость отличать отсутствие события от отсутствия состава административного правонарушения. Для этого следует учитывать следующие факторы:
- Анализ фактических обстоятельств. Детальное изучение имеющихся доказательств и фактов позволяет определить, было ли совершено конкретное правонарушение. Если из имеющихся данных не удается установить факт события, то это говорит о его отсутствии.
- Правовая оценка поведения. Для квалификации действий как административного правонарушения необходимо наличие всех объективных и субъективных признаков, указанных в законе. Если один или несколько из них отсутствуют, то речь идет о отсутствии состава административного правонарушения.
- Сравнение с аналогичными случаями. Иногда можно провести аналогию с другими схожими случаями, которые уже были рассмотрены в судебной практике. Если в таких случаях отсутствие события признавалось, то данный случай можно рассматривать аналогично.
Что необходимо знать, чтобы избежать административной ответственности
Если в отношении юридического или должностного лица надзорным, контрольным органом составлен протокол об административной ответственности, юристу следует внимательно изучить данный документ, а также все стороны правонарушения, поскольку есть обстоятельства, которые дают возможность оспорить правонарушение или действия должностных лиц и соответственно избежать административной ответственности. На какие позиции следует обратить внимание и что предпринять в той или иной ситуации, автор рассказывает в статье.
- Справочно:
- за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, ответственность не предусмотрена.
- Существуют 2 способа избежать административной ответственности:
|
|
|
|
В настоящей статье мы рассмотрим, как использовать обстоятельства, исключающие привлечение к административной ответственности.
1. Отсутствие события правонарушения означает отсутствие прямых доказательств, подтверждающих сам факт совершения административного правонарушения. Косвенные доказательства в таком случае могут быть подвергнуты обоснованным сомнениям и не приняты во внимание.
Протокол – что за документ?
Понятие данного документа закреплено в КоАП РФ. Если сказать своими словами, протокол – это официальная бумага, составленная полномочным должностным лицом, содержащая в себе сведения о сущности административного правонарушения. Указанный документ должен указывать на обстоятельства его совершения, информацию о виновнике, свидетелях, потерпевших, конкретную статью закона, регламентирующую ответственность за нарушение.
В обиходе многие люди, не имеющие профильного юридического образования, часто говорят: «обжалование протокола». Данное утверждение является, конечно, неправильным с точки зрения закона, поскольку оспорить можно только постановление, вынесенное по результатам исследования доказательств по делу, в том числе вышеуказанного документа.
Протокол выполняет лишь роль фиксации обстоятельств конкретного правонарушения. Именно поэтому оспорить факт наличия/отсутствия исходных данных невозможно. При этом виновник вправе подать соответствующие возражения относительно содержащейся в нем информации. О том, каким образом это сделать, поговорим далее и рассмотрим образец возражения на протокол об административном правонарушении.
Что необходимо знать, чтобы избежать административной ответственности
Если в отношении юридического или должностного лица надзорным, контрольным органом составлен протокол об административной ответственности, юристу следует внимательно изучить данный документ, а также все стороны правонарушения, поскольку есть обстоятельства, которые дают возможность оспорить правонарушение или действия должностных лиц и соответственно избежать административной ответственности. На какие позиции следует обратить внимание и что предпринять в той или иной ситуации, автор рассказывает в статье.
- Справочно:
- за уклонение от административной ответственности, если при этом не совершается правонарушение, ответственность не предусмотрена.
- Существуют 2 способа избежать административной ответственности:
Основные различия между составом и событием
Состав административного правонарушения – это совокупность признаков и элементов, предусмотренных законодательством, наличие которых свидетельствует о совершении административного правонарушения. Состав определяет правовую природу, характеристики и структуру правонарушения.
Состав | Событие |
---|---|
Формально-юридическое понятие | Фактическое событие |
Определяет структуру правонарушения | Описывает действия или бездействие, являющиеся нарушением закона |
Указывает на элементы и признаки правонарушения | Описывает обстоятельства, предшествующие, сопровождающие или последующие совершению нарушения |
Содержится в норме закона | Представляет событие в реальности |
Определение состава осуществляется судом | Содержит факты, подлежащие доказыванию исходя из определенных критериев |
Установление факта события административного правонарушения
Для установления факта события административного правонарушения необходимо провести соответствующее расследование и собрать достаточное количество доказательств.
Специалисты, занимающиеся установлением факта события административного правонарушения, проводят следующие действия:
Сбор информации.
Специалисты исследуют доступные источники информации для определения наличия и характера события административного правонарушения. Это может включать изучение письменных документов, видеозаписей, аудиозаписей и других материалов, связанных с происшествием.
Проведение собеседований и опросов.
Специалисты могут вести разговоры с свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми или иными лицами, которые могут иметь отношение к событию административного правонарушения. Целью таких бесед является получение дополнительной информации и выяснение обстоятельств происшедшего.
Фиксация и анализ места происшествия.
В зависимости от характера правонарушения, специалисты могут обследовать место происшествия с целью сбора важной информации и фиксации следов события. Например, в случае ДТП это может быть осмотр места аварии, измерение длины следов торможения и другие процедуры.
Обработка информации и анализ доказательств.
Собранная информация и доказательства анализируются специалистами для установления факта события административного правонарушения. Это может включать проверку соответствия документов и материалов нормам закона, обнаружение противоречий или иных значимых факторов.
Благодаря проведению указанных мероприятий специалисты устанавливают факт события административного правонарушения и используют полученные данные в дальнейшем процессе разбирательства и принятия решений по правовой ответственности.