Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать основные средства в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данной статье мы рассмотрели изменения, предполагаемые в учете основных средств на 2024 год в соответствии с ФСБУ 6/2020. Организация имеет право на внесение изменений в учетную политику, в том числе изменение стоимостного лимита основных средств. При этом организация самостоятельно определяет существенность информации об основных средствах и выбирает способы ведения бухгалтерского учета. Важно правильно оформить изменение стоимостного лимита в учетной политике и выбрать соответствующий способ амортизации. Переоценка основных средств является необязательной, и решение о ее проведении принимается на основе внутренних потребностей организации.
Комплекс действий при списании объектов ОС
Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.
В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).
Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
Для справки: Положение № 834 не распространяется:
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;
б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.
Для бухгалтера изменился лишь перечень отражаемых операций
Прежде решение о прекращении использования имущества отдельно не отражалось. С переходом на стандарт «Основные средства» это решение стало признаваться объектом бухучета.
Важно, что бухгалтер не может решать сам, когда и какое имущество списать с баланса. Он лишь отражает в учете документально подтвержденные факты хозяйственной жизни — решения комиссий о прекращении использования объектов.
Минфин разъяснил, что федеральные стандарты изменяют порядок учета по отраженным до их вступления в силу объектам, только если это предусмотрено переходными положениями соответствующих стандартов. В стандарте «Основные средства» переходные положения для неиспользуемых объектов не предусмотрены.
Это можно объяснить только тем, что правила отражения уже принятых на учет основных средств стандартом не изменяются. При этом правила отражения новой операции с объектом — решения прекратить его использование — предусмотрены стандартом впервые. Соответственно, изменений таких правил не происходит и переходные положения не требуются.
Получается, что по правилам учета бухгалтер отражает прекращение использования только тогда, когда получит решение инвентаризационной комиссии или комиссии по поступлению и выбытию активов. Выяснять информацию об использовании объекта у других сотрудников учреждения, чтобы обеспечить отражение такой информации в учете, бухгалтер не должен.
Затраты, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).
Порядок признания доходов и расходов, связанных со списанием объекта основных средств в бухучете, аналогичен порядку, применяемому при налогообложении прибыли. В соответствии с пунктом 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от данной операции отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся.
Стоимость материалов, полученных при разборке и демонтаже ликвидируемых основных средств, отражается в прочих доходах (п. 7 ПБУ 9/99). Величина прочих доходов для целей бухгалтерского учета определяется так же, как и для целей налогообложения, — исходя из текущей рыночной стоимости оприходованных материальных ценностей (п. 9 ПБУ 5/01).
Поступления от продажи основного средства признаются прочими доходами организации (п. 7 ПБУ 9/99). При этом остаточная стоимость выбывающего объекта списывается с бухгалтерского учета в прочие расходы организации (п. 11 ПБУ 10/99). Также к прочим расходам относятся и затраты, связанные с продажей основного средства. Понятно, что при реализации самортизированного объекта расходы в виде остаточной стоимости отсутствуют.
Обратите внимание: в бухучете не предусмотрено применение амортизационной премии. Соответственно, если в налоговом учете при продаже основного средства амортизационная премия восстанавливается, в бухучете необходимо применить положения ПБУ 18/02 и отразить постоянную разницу, что приводит к появлению постоянного налогового обязательства (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).
У ООО «Альфа» на балансе имеется смортизированное оборудование. Комиссия, назначенная приказом генерального директора ООО «Альфа», установила, что его можно продать. Указанное основное средство относится к первой амортизационной группе, его первоначальная стоимость — 200 000 руб. Актив был принят к учету 1 февраля 2009 года и полностью самортизирован в апреле 2010 года. В целях налогообложения прибыли организация при принятии объекта к учету применила амортизационную премию в размере 10%, что составило 20 000 руб. Допустим, основное средство было продано в мае 2010 года за 82 600 руб. (включая НДС 12 600 руб.).
Поскольку на момент продажи имущество использовалось организацией менее пяти лет, амортизационную премию необходимо восстановить. То есть в налоговом учете в мае 2010 года в составе доходов нужно учесть 90 000 руб. (82 600 руб. — 12 600 руб. + 20 000 руб.).
На сумму восстановленной амортизационной премии организация начислит постоянное налоговое обязательство в размере 4000 руб. (20 000 руб. × 20%).
В бухгалтерском учете при продаже объекта будут сделаны следующие проводки:
- Дебет 01 субсчет «выбытие основных средств» кредит 01 субсчет «основные средства в эксплуатации»
200 000 руб. — списана первоначальная стоимость реализуемого основного средства - Дебет 02 кредит 01 субсчет «выбытие основных средств»
200 000 руб. — списана амортизация, начисленная по реализуемому объекту основных средств - Дебет 62 кредит 91-1
82 600 руб. — отражен доход от реализации основного средства - Дебет 91-2 кредит 68 субсчет «расчеты по ндс»
12 600 руб. — начислен ндс - Дебет 99 кредит 68 субсчет «расчеты по налогу на прибыль»
4000 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Кто должен применять ФСБУ 6/2020
Все компании, за исключением бюджетных организаций, должны применять ФСБУ 6/2020. Субъекты малого предпринимательства, которые используют систему упрощённого бухучёта, тоже должны обращаться к новому стандарту, но некоторые его положения для них не обязательны. Они также могут не применять ФСБУ 6/2020 в отношении объектов ОС, которые были приняты к учёту до 1 января 2022 года.
Все остальные организации должны перейти на ФСБУ 6/2020, выбрав один из двух способов перехода: ретроспективно или посредством единовременной корректировки балансовой стоимости. В первом случае учёт ОС происходит так, будто ФСБУ 6/2020 действовал с момента появления объекта, и проводится перерасчёт всех прошлых показателей в бухгалтерской отчётности. Во втором случае балансовая стоимость ОС корректируется на начало отчётного периода, с которого используется новый стандарт. Для этого берётся первоначальная стоимость, рассчитанная по старым правилам и из неё вычитается накопленная амортизация, рассчитанная по правилам ФСБУ 6.
Пошаговая инструкция по составлению документа
Структуру приказа можно условно разделить на три части: шапку, основную часть и подписи сторон. Начнём, как всегда, с шапки. В ней необходимо будет указать полное наименование юридического лица, как оно указано в учредительных документах. Затем пишем название настоящего распоряжения (приказ о списании основных средств) и присваиваем ему номер во внутреннем документообороте.
Под названием отмечаем сегодняшнее число и населённый пункт.
Переходим к основной части. Здесь изначально следует отметить причину списания. Например, обнаружение физически испорченных объектов в процессе инвентаризации.
Далее утверждаем назначение комиссии, перечисляя каждого её участника. Необходимо указать должность и ФИО каждого члена комиссии.
Следующим пунктом устанавливаем задачи назначенной комиссии. Отмечаем необходимость составления акта о списании основных средств и указываем крайний срок предоставления документа к сдаче.
Ниже по документу даём главному бухгалтеру распоряжение осуществить списание объекта на бумаге, то есть снять его с баланса.
Последним положением назначаем ответственного за исполнение приказа сотрудника. Это может быть как сам директор лично, так и любой другой работник. Обычно это лицо, занимающее руководящую должность.
ФСБУ 2023: учёт основных средств
Одно из главных отличий ФСБУ 6/2020 от ПБУ 6/01, который действовал ранее, заключается в установленной предельной величине стоимости основных средств (ОС). Если ранее она составляла 40 тысяч рублей, то теперь она не установлена вовсе – компания может установить этот лимит самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом объекты со сроком полезного использования (СПИ) более года и стоимостью ниже лимита можно сразу списывать в расходы. Лимит ОС необходимо прописать в учётной политике.
Минфин в своём письме от 25 августа 2021 года № 07-01-09/68312 пояснил, что сумма лимита устанавливается не на группу активов, а отдельно на каждый объект. Сам лимит устанавливается в зависимости от существенности информации об активах. Но здесь стоит быть внимательным: при установке слишком большого лимита часть активов может выпасть из-под налога на имущество. Поэтому безопаснее установить такой же лимит, как в налоговом учёте – 100 тысяч рублей. Так вы сможете ещё и синхронизировать 2 вида учёта.
В целом, изменения в учёте ОС можно представить в виде следующей таблицы:
Было (ПБУ 6/01) | Стало (ФСБУ 6/2020) | |
Лимит стоимости ОС | 40 тысяч рублей | Компания устанавливает самостоятельно |
Учёт ОС (небольшая стоимость) | В запасах | В составе текущих расходов |
Учёт капиталовложения в арендованные ОС | В стоимости ОС | Не установлен |
Инструкция по списанию ОС
Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:
- Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
- При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
- Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
- Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
- Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
- В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.
Оценка и переоценка по ФСБУ 6/2020
Основные положения ФСБУ 6/2020 включают в себя следующие аспекты:
- Общие требования: Переоценка основных средств проводится по мере необходимости и осуществляется с учетом их физического состояния и технических параметров.
- Оценка в момент приобретения: Вначале основные средства оцениваются по себестоимости, включающей стоимость приобретения, расходы на доставку и установку.
- Переоценка в течение эксплуатации: Основные средства должны переоцениваться периодически для отражения изменения их стоимости. Переоценка производится на основе независимой экспертной оценки или автономными оценщиками.
- Учет стоимости переоценки: Разница между стоимостью переоценки и стоимостью покупки учитывается в отдельной резервной сумме. При продаже или списании основных средств, резервная сумма уменьшается.
- Документация: Организации обязаны вести полную документацию об оценке и переоценке основных средств в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020.
Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году имеет свои особенности и процедуры. Для правильного проведения списания необходимо учитывать следующие моменты.
Подготовка документов
Перед списанием основных средств необходимо подготовить соответствующую документацию. В бухгалтерских записях должно быть указано, что основные средства выбывают из эксплуатации и проходят процедуру списания.
Оценка стоимости
Для списания основных средств необходимо провести оценку их стоимости. Оценка может проводиться независимыми оценщиками или на основе бухгалтерских данных.
Решение о списании
Решение о списании основных средств принимается руководством бюджетного учреждения или другим компетентным органом. В решении указывается причина списания и подтверждается оценка и стоимость основных средств.
Метод списания
В 2024 году в бюджетных учреждениях используется прямой метод списания. Это означает, что основные средства списываются в полном объеме сразу после принятия решения о списании.
Бухгалтерские записи
После списания основных средств необходимо внести соответствующие бухгалтерские записи. Они должны отражать факт списания и изменение стоимости активов бюджетного учреждения.
Учет списанных основных средств
Списанные основные средства должны быть учтены в соответствующих регистрах и картотеках бюджетного учреждения. Это позволяет вести контроль за движением основных средств и наличием активов в учреждении.
Контроль и ответственность
В целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и предотвращения нецелевого использования основных средств, в бюджетных учреждениях введены механизмы контроля и ответственности.
Органы государственного финансового контроля осуществляют проверку использования основных средств и наличие документации, подтверждающей правильность списания. Результаты проверок вносятся в акты, которые могут быть переданы в органы прокуратуры для дальнейшего рассмотрения.
Руководители бюджетных учреждений несут ответственность за точность и своевременность списания основных средств. В случае выявления нарушений, они подлежат материальной и/или дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Список ответственных лиц, участвующих в процессе списания основных средств, определяется внутренними документами бюджетного учреждения. Каждое лицо должно быть в полной мере осведомлено о своих обязанностях и правах, а также о последствиях нарушения установленных процедур.
Внутренний контроль и мониторинг списания основных средств также осуществляют специализированные службы бюджетных учреждений. Они следят за соблюдением процедур и предоставляют своевременную информацию руководству о возможных нарушениях.
При обнаружении нецелевого использования основных средств или иных нарушений, применяются меры восстановления ущерба и наказания виновных лиц. Такие меры могут включать возмещение ущерба, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности, а также привлечение к административной ответственности.
В целях обеспечения прозрачности и открытости процесса списания основных средств, информация о проведении проверок и принятых мерах может публиковаться на официальных сайтах бюджетных учреждений или в средствах массовой информации.
Учет основных средств в учреждении
Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.
Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).
В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Построенные объекты недвижимости, права на которые необходимо зарегистрировать в обязательном порядке, признаются основными средствами вне зависимости от того, зарегистрированы они в момент принятия к учету или нет. Если же такой объект еще недостроен, то для него необходимо сформировать отдельный субсчет к счету «Основные средства».
По факту принятия к бухгалтерскому учету фонда составляется акт по форме ОС-1. При необходимости учреждение вправе разработать свой бланк документа.
Для того чтобы такие средства отражались в бухгалтерии корректно, специалисту необходимо провести поэтапную оценку и учет поступившего основного фонда.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
- казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
- бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.
Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.
- Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
- Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
- Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
- Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
- Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
- Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.