Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допустимая масса транспортного средства в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обратимся к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и рассмотрим Приложение 2 к этому документу.
Общая масса транспортного средства — это масса автомобиля вместе с массой груза.
Допустимая масса транспортного средства — это максимально допустимая по законодательству величина общей массы автомобиля.
Общая масса чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Допустимая масса зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества уставленных на нем осей.
По своему составу грузовые автомобили подразделяются на 2 вида:
1) одиночные автомобили;
2) автопоезда (седельные и прицепные).
Одиночный грузовой автомобиль — это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.
Автопоезд — это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.
Автопоезд седельный — в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп.
Автопоезд прицепной — в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы).
Значения допустимой массы транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и представлены в таблице ниже:
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Нюансы, связанные с допустимой грузоподъемностью
На практике, сделать расчет допустимой грузоподъёмности автомобиля попросту невозможно, если не принимать во внимание ряд важных особенностей. В данном случае речь идет про следующие нюансы:
- этот показатель присваивается к отдельному классу автомобилей в соответствии с действующим законодательством;
- реальная допустимая грузоподъемность авто может отличаться от того параметра, что прописан в ПТС автомобиля;
- на практике, точной классификации авто не существует, и все принятые стандарты имеют расплывчатые значения;
- рассчитываемый вес авто в данном случае принимается во внимание без учета массы присутствующего в салоне водителя;
- допустимая грузоподъемность — это максимальное значение, при превышении которого системы безопасности уже не обеспечивают должную защиту.
Если не учитывать эти моменты, то автомобилист попросту не сможет разобраться с таким термином, как допустимая грузоподъемность. А это очень важно, по той простой причине, что за нарушение установленных характеристик предусмотрен штраф.
Отличие снаряженной массы от допустимой грузоподъемности
Многие автомобилисты допускают ошибку, когда принимают снаряженную массу транспортного средства за допустимую грузоподъемность. Если говорить про первый термин, то он характеризует вес автомобиля, когда в нем присутствуют все необходимые расходные жидкости, стандартный набор ремонтного инструмента, а также водитель с номинальным весом 75 килограмм. Также сюда включается домкрат и запаска. Если же говорить про допустимую грузоподъемность, то здесь определение совершенно иное. В данном случае речь идет про массу груза, а также сопутствующих пассажиров, которая суммируется со снаряженной массой и соответствует максимальному значению полного веса авто под нагрузкой. При условии, что этот показатель будет превышен, в соответствии с действующим законодательством автомобилист рискует нарваться на административное наказание в виде штрафа. Кроме того, не стоит забывать о том, что при превышении допустимой грузоподъемности авто не гарантирует безопасность автовладельцу и присутствующим пассажирам, по той простой причине, что эти системы рассчитаны на определенные показатели массы.
Если сведения о массе груза намеренно искажены
Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.
Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
Количество осей машины | Максимальная нагрузка (тонн) |
2 | 18 |
3 | 25 |
4 | 32 |
5 | 35 |
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Важно знать о том, что разрешенная общая масса грузового автомобиля высчитывается и с учетом особенностей дорожного покрытия. Нагрузки распределяются на передние оси меньше, чем на задние. Определяют, уложился ли автолюбитель в разрешенную полную массу грузового автомобиля, когда машина въезжает на весы на посту. Тогда работник соответствующей инстанции применяет справочник с перечнем всех разновидностей ТС, где расписываются нагрузки на эти детали. В зависимости от количества осей определяется разрешенная масса грузовых машин. Важно помнить и о том, что расстояние между осями тоже играет свою роль в выявлении нормы.
В процессе расчетов большую роль играет предельная точность. Все дело в том, что погрешности не должны составить больше 5 %. Чем теснее поставлены оси, тем мощнее оказывается давление на дорогу. Поэтому разрешенная масса грузового автомобиля по ТТК во многом зависит от этого параметра.
Изменения с 2024 года
С 1 января 2024 года вступают в силу новые правила, которые касаются владельцев Газель перегруз. Главное изменение заключается в ужесточении наказания за нарушение норм перегрузки.
Теперь, если автомобиль будет грубо превышать допустимую грузоподъемность, то владельцу грозит административная ответственность. Конкретные санкции будут зависеть от степени перегрузки и количества нарушений, совершенных за определенный период.
За первое обнаруженное нарушение, сумма штрафа составит от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. В случае повторного нарушения в течение года, владельцу придется заплатить от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. Но это еще не все.
Помимо штрафа, в отношении водителя также могут быть применены следующие меры наказания:
- предупреждение;
- обязательные работы;
- ограничение свободы;
- арест до 15 суток;
- арест от 15 до 30 суток.
Если же перегрузка привела к происшествию на дороге, то владелец будет отвечать не только за превышение грузоподъемности, но и за последствия данного нарушения. В этом случае, могут быть применены более жесткие меры наказания.
Итак, с 2024 года владельцам Газели перегруз стоит быть особенно внимательными к состоянию своих автомобилей и не превышать установленные нормы грузоподъемности. Нарушение этих правил может привести к серьезным последствиям, как финансовым, так и административным.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2022 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?
Давайте рассмотрим статью 31, пункты 17 и 18:
(17) Если нагрузка на ось большегрузного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному фиксированному маршруту выдается в упрощенном порядке, в том числе в электронной форме. Уполномоченный орган, владелец частной дороги, выдающий указанное специальное разрешение в упрощенном порядке, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения информирует заявителя о размере платы за возмещение вреда, причиненного тяжелым механическим транспортным средством.
(18) Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предшествующих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжелых транспортных средств с нагрузкой на ось, превышающей разрешенную нагрузку на десять и более процентов.
(17) Специальное разрешение на движение тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, владелец частной автомобильной дороги, выдающий указанное специальное разрешение в упрощенном порядке, обязан уплатить заявителю сумму сбора за повреждение грузового автомобиля в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
В этих параграфах есть 2 важных нововведения:
- Ранее разрешения по упрощенной процедуре выдавались только на транспортные средства, превышающие разрешенный вес на 2-10%. С 15 апреля на любой лишний вес можно будет оформить упрощенное разрешение.
- С 15 апреля отменено требование о наличии предыдущих разрешений на проезд по одному и тому же маршруту.
Какой допускается перегруз, в том числе на ось
Законодательство России разрешает перегруз машины на 2% от максимальной массы. Т.е. если полная масса составляет 35 т (прицеп с пятью осями), то допустимый перегруз – до 700 кг. То же правило действует в отношении развесовки по осям грузовика в России. Ограничение в 5 т на ось означает, что машину можно загрузить так, чтобы параметр был превышен на 100 кг, но не более.
Важно: Перегруз вреден не только для дороги, но и для машины. Колеса изнашиваются быстрее, чаще ломаются оси. Перегруженный КамАЗ с неравномерным распределением груза – одна из частых причин аварий на трассе.
Если правильное размещение груза в полуприцепе по осям невозможно, то необходимо разрешение на поездку и согласование маршрута. Документы оформляются в ГИБДД. Ограничения касаются только обычного грузового транспорта, а машины, принадлежащие армии, могут везти любое количество груза.
Таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля
Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики. Чтобы вовремя отстоять свои права, вам пригодится таблица допустимой нагрузки на ось автомобиля.
В 2022 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (метров) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) | до 1 м (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
Какие штрафы ждать физическим лицам
Введены новые штрафы для физических лиц в случае перегрузки грузового автомобиля. До 2024 года водители могли получить штрафы только в случае перегруза более чем на 5% от допустимой массы автомобиля. Однако, с января 2024 года вступили в силу изменения, согласно которым за любой излишек массы грузового автомобиля водителю грозит штраф в размере 2 000 рублей за каждые 100 кг перегруза.
Такое изменение в законе является важной мерой контроля за перегрузом грузовых автомобилей. Оно было введено с целью уменьшения числа нарушений и создания более безопасных условий на дорогах.
Для определения перегруза автомобиля водители должны обратить внимание на весогабаритные знаки или прокатиться через контрольный пункт весового контроля. Это важная часть проверки, так как именно величина перегруза определяет размер штрафа.
В случае выявления перегруза весогабаритные знаки могут быть отстранены от дальнейшего участия в деле о нарушении. Отмена знака свидетельствует о том, что грузовик будет приниматься в качестве доказательства. Однако, водители могут оспорить штрафы, предоставив в суд показания контрольной весы.
Расчет штрафов происходит по формуле: штраф = масса перегруза * 2000 рублей / 100 кг. Однако, с января 2024 года для негабаритных транспортных средств и легковых автомобилей предусмотрена скидка в 50% на штрафы за перегруз.
В случае перегруза грузового автомобиля, водителю будет необходимо рассчитать размер штрафа и добиться его оплаты. Увеличение веса грузового автомобиля связано с увеличением ответственности водителя. Поэтому водителям грузовиков следует быть особенно внимательными и не нарушать правила в отношении перегруза автомобиля.
Суть штрафов за перегруз грузовых автомобилей заключается в том, что они служат мерой наказания водителей за нарушение правил допустимой массы автомобилей. Помимо штрафов, водителю также будет предъявляться штраф в размере 5 000 рублей за нарушение запрета на проезд транспортных средств, превышающих допустимую массу. Поэтому для избежания наказания необходимо соблюдать правила и не перегружать грузовой автомобиль.