Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как не платить регресс страховой компании по европротоколу судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В процессе оформления аварии без ГИБДД может присутствовать аварийный комиссар. Скорее всего, он постарается забрать извещение у всех участников ДТП для последующей передачи их в СК. Это считается нормальной практикой. Но обезопасить себя все-таки необходимо.
Что такое регресс в ОСАГО
Сначала необходимо разобраться в терминах:
- Европротокол представляет собой документ, с помощью которого можно оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Воспользоваться им участники аварии могут лишь в определенных случаях.
- Регресс в гражданском праве – это право лица, выполнившего обязательство перед другим лицом (или вместо него), требовать возмещения убытков с виновного. Разберем на бытовом примере: у квартиры по документам два хозяина и за услуги, предоставленные управляющей компанией, они должны рассчитываться вдвоем. Причем первый платит, а второй не хочет или не может. Чтобы не отключили воду или отопление, один из владельцев жилой площади может заплатить за обоих. А потом взыскать понесенные расходы через суд в порядке регресса с неплательщика.
- Регресс в ОСАГО – представляет собой обратное требование страховой компании к виновнику ДТП вернуть денежные средства, выплаченные потерпевшему. Право регресса появляется у страховой компании, если виновное лицо нарушило один из подпунктов п. 1 ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».
Пример регресса в ОСАГО: виновник аварии не передал вовремя заполненное извещение о ДТП. СК выплатит возмещение ущерба потерпевшему, но эта сумма будет взыскана с причинителя вреда.
Кто в случае вины должен платить страховой компании? Сотрудник, управлявший служебным автомобилем или непосредственно сама организация, являющаяся собственником машины?
Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд РФ еще в 2010 году. Основываясь на нормах Гражданского Кодекса РФ, он указал, что юридическое лицо может быть собственником автомобиля. Работник, состоящий в трудовых отношениях с собственником автомобиля, не признается его владельцем в данном случае, несмотря на то, что он управляет им. Ответственность за причинение вреда возлагается на работодателя. Речь шла о ДТП с причинением вреда жизни и здоровью.
Но в 2020 г. Верховный суд вернулся к разъяснениям десятилетней давности. Поводом для этого стал спор по требованиям о возмещении ущерба в порядке регресса, когда вред был причинен только имуществу лиц. Верховный суд фактически распространил свое прошлое толкование на ситуации, когда вред причинен только транспортным средствам (нет вреда жизни и здоровью) и ДТП оформлено без привлечения полицейских.
Таким образом, по общему правилу, водитель служебного транспорта (в силу трудовых отношений или иных оформленных договором гражданско-правовых отношений) не отвечает за вред, причиненный автомобилем. Ответственность несет работодатель, являющийся владельцем этого источника повышенной опасности.
Как не платить страховой регресс по Европротоколу
Суть схемы Европротокола заключается в упрощенной форме заполнения документов на месте аварии, ускоренной процедуре рассмотрения заявлений о выплатах. Страховщик заведомо несет убытки при таком варианте возмещения, так как ему приходится выплачивать компенсацию по ОСАГО только на основании извещения, составленного без участия ГИБДД. Поэтому естественное желание отсудить у виновника выплаченные суммы может сопровождаться неправильной трактовкой закона.
Выделим ряд ключевых моментов судебной практики, которые указаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 2:
- решение суда по регрессным требованиям не должно содержать оценку нарушения ПДД (это практически полностью устраняет такое основания для регресса, как управления в пьяном виде);
- сумма по регрессу должна строго соответствовать платежным документам в пользу потерпевшего;
- при несогласии с расчетом ущерба по Европротоколу, виновник вправе настаивать на независимой оценке.
На практике это означает следующее. При составлении Европротокола стороны сами декларируют предварительный размер ущерба (не более 100 тыс. руб.). Если страховщик проведет оценку, он обязан выплатить компенсацию по фактически подтвержденным повреждениям. Однако и при рассмотрении иска по регрессу можно повторно оценить характер и размер ущерба. Это вправе сделать суд по своей инициативе, либо по ходатайству ответчика. Если размер требований завышен, либо расчет осуществлялся с нарушением методики ЦБ РФ, будет вынесен полный или частичный отказ от иска.
Подведем итог. Правило регресса по ОСАГО позволяет страховщику взыскать с виновника аварии сумму, выплаченную пострадавшему. Такие претензии и иски могут подаваться и при использовании сторонами Европротокола. Основания для регресса должны соответствовать статье 14 Закона № 40-ФЗ. а страховая компания обязана доказать размер ущерба.
Если у вас возникли проблемы с регрессом по Европротоколу, сразу обращайтесь к нашим юристам. На бесплатной консультации вы получите советы и рекомендации по дальнейшим действиям, сможете уточнить нормы закона, согласовать условия защиты в суде.
Верховный суд окончательно признал европротокол сделкой
Следует обратить внимание на следующие моменты.
- Необходимо сделать фотоснимки места аварии до того, как машины будут убраны с дороги. На снимках должны быть хорошо видны номера обеих машин. А если имеются свидетели аварии, можно попросить их дать письменные показания и оставить свои контактные данные. Фотоснимки и показания могут помочь, если страховая компания вдруг усомнится в реальности аварии или же виновник происшествия передумает и попытается свалить вину на пострадавшего.
- Необходимо, чтобы виновник происшествия был вписан в полис ОСАГО того автомобиля, на котором совершил аварию. Либо на машину должен быть оформлен полис без ограничений, означающий, что ею может управлять любой обладатель водительского удостоверения. В этом случае отсутствие водителя в полисе не помешает оформлению европротокола.
- Необходимо также помнить, что в определенных случаях страховая компания, возместив ущерб хозяину пострадавшей машины, может затем обратиться в суд с иском к виновнику аварии, и он должен будет вернуть компании сумму выплаты. Это может произойти, если, например, виновник скрылся с места ДТП, или если страховая компания будет полагать, что ущерб причинен преднамеренно.
Есть ли сложности с заполнением протокола? Конечно, когда человек находится в стрессе после ДТП, любая, даже относительно несложная задача, может показать трудной. Поэтому есть смысл просто изучить правила заполнения, посмотреть примеры. Они есть, например, на сайте РСА и на сайтах многих страховых компаний, продающих полис ОСАГО.
По сути информация, которую нужно внести в европротокол, есть под рукой у каждого участника ДТП. Например, нужно указать место происшествия: город или деревню, улицу и номер ближайшего дома. Если авария произошла на перекрестке, надо указать названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, нужно указать название трассы и километр. Обязательно нужно отметить дату и хотя бы примерное время ДТП. Если у происшествия есть свидетели, нужно указать их ФИО и адрес фактического проживания.
Указать данные машины – марку, госномер и проч. – тоже не составляет труда: они есть в свидетельстве о регистрации автомобиля. Нужно также внести данные владельца авто, а также водителя, который был за рулем. Затем нужно указать название страховой компании, номер страхового полиса и дату, до которой он действует.
В европротоколе следует указать место первоначального удара и все остальные повреждения, также каждый участник происшествия должен указать, кем себя считает: виновником или пострадавшим. После этого необходимо указать обстоятельства ДТП, выбрав подходящие из предложенных вариантов и отметив их галочками, и нарисовать схему ДТП (это может сделать любой из участников происшествия). Перед тем, как поставить подписи, нужно отметить галочкой наличие либо отсутствие разногласий со вторым участником происшествия.
Дословно регресс обозначает обратное требование. Такое право возникает у лица, исполнившего обязанность за другого должника.
В случае с ОСАГО регресс применяется в случае, когда страховая компания, выплатившая компенсацию по европротоколу предъявит требования к лицу, ставшему виновником аварии. Такое право у нее возникает на основании п. 1 ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».
Такое право возникает далеко не всегда, а лишь тогда, когда по вине причинителя время нарушается система выплат между страховыми компаниями. Если все идет как положено, то страховая компания потерпевшего выплачивает ему компенсацию, а затем предъявляет требование к страховщику ответчика.
Внимание! Если ответчик не выполнил свои обязательства перед своей страховой компанией, то она откажется от своих обязательств. В итоге все требования будут предъявлены виновнику аварии.
Причин на практике всего три. Все они сводятся к неисполнению виновником аварии обязательств по договору страхования:
- Неуведомление страховой. Виновник ДТП не передал извещение – европротокол в страховую в течение 5 суток с момента оформления.
- Автомобиль не был предоставлен для осмотра представителем страховщика.
- Автомобиль виновника был отремонтирован ранее, чем через 15 дней после аварии.
Еще одна частая причина регресса это серьезные нарушения водителем правил дорожного движения. Страховые стараются не платить, если виновник аварии:
- сел за руль в состоянии опьянения,
- управлял автомобилем без документов или передал машину лицу без прав,
- управлял заведомо неисправным авто.
На основании ст. 14.1 Закона « Об ОСАГО» каждый участвующий в ДТП водитель обязан в течение 5 дней уведомлять об аварии свою страховую. Сделать это можно несколькими способами, главное все правильно оформить. Есть четыре варианта:
- Лично передать агенту или в офис страховщика. При этом с бланка обязательно нужно снять копию и потребовать поставить на оборотной стороне подпись, дату и расшифровку о том, что оригинал извещения получен на руки. Иногда страховые агенты стараются убедить водителя сдать копию, а оригинал оставить при себе «на всякий случай». Но в этом уже кроется ловушка. Передаваться должен только оригинал. В противном случае считается, что европротокол не был направлен в срок. А вот копию с отметкой обязательно нужно оставить на руках. При необходимости она послужит доказательством в суде. Нельзя соглашаться на отказ в приеме документов, ни по каким основаниям.
- Отправить почтой. Далеко не всегда есть возможность встретиться с агентом. В этой ситуации на помощь приходит почта. Оригинал извещения направляется заказным письмом с описью вложения. Именно таким образом на руках у человека останется подтверждение того, что: в письме было именно извещение, адресатом была страховая компания, отправление было доставлено.
- Передать с аварийным комиссаром. По городам курсируют десятки авто аварийных комиссаров. Они готовы оказать полный комплекс услуг по оформлению ДТП. Большинство из них состоят в штате крупной страховой компании. Разумеется, они будут в первую очередь работать в интересах работодателя. Поэтому, соглашаясь передать извещение через комиссара нужно получить расписку в получении с обязательством передать ее страховщику, а так же составить договор на оказание услуг.
Внимание! Пятидневный срок начинает течь со следующего дня после аварии. При этом учитываются только рабочие дни.
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП, судебная практика
Регрессное требование – это право лица, уплатившего ущерб, причиненный иным лицом, требовать от виновника финансового возмещения своих расходов. Регресс в ОСАГО – это право СК взыскивать с виновника дорожного происшествия возмещения расходов по выплате компенсации пострадавшей стороне.
Такое право закреплено в ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ. С 1.05.2019г. данная статья претерпела существенные изменения, которые коснулись случаев возможного обращения в судебную инстанцию.
Предъявить регрессные требования СК сможет после фактического возмещения повреждений пострадавшей стороне и только через суд.
Страховая фирма вправе взыскивать компенсацию за понесенные расходы с виновного автолюбителя, если он:
- специально нанес вред жизни или здоровью пострадавшего;
- управлял автомобилем в нетрезвом состоянии;
- отказался от прохождения медицинского освидетельствования;
- скрылся с места автомобильной катастрофы;
- не указан в полисе ОСАГО;
- управлял машиной в срок, не предусмотренный договором страхования;
- самостоятельно произвел ремонт или утилизацию повреждённого автомобиля, предварительно не представив его для проведения независимой экспертизы;
- имел просроченную диагностическую карту;
- при заключении договора страхования представил недостоверные сведения, из-за чего произошло занижение страховой премии;
- управлял автомобилем с прицепом, при условии, что в страховке не предусмотрено вождение машины с прицепом.
До 1 мая 2019 года у СК был еще один повод для предъявления регрессных требований. Он предусматривал возможность взыскания расходов с виновника, зафиксированного по Европротоколу, если виновное лицо не направило в адрес страховщика заполненный протокол в течение 5 рабочих суток после происшествия.
Статьей 2 Федерального закона от 01.05.19г. № 88-ФЗ пункт Ж был отменен. Теперь регресса по Европротоколу не будет, даже если виновное лицо не направило своевременно извещение в адрес СК.
Страховые фирмы, работая с европротоколами, придерживаются той же процедуры и порядка действий, что и в случае с обычными документами по страховке ОСАГО. Страховая компания, по заявлению клиента, может отремонтировать автомобиль, устранив все повреждения в специализированном автоцентре, либо произвести выплаты компенсации по указанным реквизитам.
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
- Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.
Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).
Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного — каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому — копия.
Если виновник ДТП не успевает за 5 рабочих дней сообщить страховой фирме об аварии, то компенсировать ущерб другому водителю он будет самостоятельно. Если для оформления аварии выбран Европротокол, то после его заполнения, в соответствии с подпунктом «ж» ст. 14 Федерального закона «Об ОСАГО» и правил ОСАГО, виновник аварии может лично посетить офис страховой и отдать им уведомление. Также можно отправить личный экземпляр факсом или заказным письмом.
Некоторые страховые компании в своей работе используют не самые честные и гуманные методы, для того, чтобы возмещение ущерба легло на плечи виновника ДТП. Они пользуются неопытностью людей и их незнанием законов. Например, если водитель вовремя оформил Европротокол, виновник за 5-дневный период приносит в страховую извещение, специалисты снимают копию документа, а оригинал возвращают на руки водителю. В этом случае будет считаться, что автовладелец не отправил Европротокол и не оповестил свою СК.
Также страховые фирмы могут применять другие методы, чтобы снять с себя финансовую ответственность, в том числе:
- отказ в принятии документов по необъективным причинам;
- не всегда ставят отметки о принятии документации, в результате чего очень часто эти документы теряются в дальнейшем;
- если документ отправлен был файлом через интернет или по почте, представители организации могут говорить, что письмо было пустым или они вовсе его не получали.
Важно! Даже если у всех участников аварии услугу страхования представляет одна и та же компания, виновник ДТП должен лично известить её о случившемся, предоставив собственный экземпляр в отведенный срок.
Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях. Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика. Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.
Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а сам договор страхования заключен до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:
- пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
- если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если полис ОСАГО приобретён до 1 мая 2019 года.
Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.
Таким образом, если сам страховой полис приобретён до 1.05.2019 и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.
Какой срок исковой давности регресса по ОСАГО?
Между тем, для реализации данного страховой организации права законом отведён срок. В нашем случае он равен общему сроку исковой давности и составляет 3 года. А дата отсчёта срока начинается со дня, когда страховщик узнал или должен был узнать о праве регресса. Речь здесь идёт не всегда о дате ДТП, но о дате, когда у страховой оказались материалы дела или другие документы, подтверждающие наличие права взыскания с виновника денег.
Обратите внимание на важную тонкость! Исковая давность регресса по ОСАГО в судебной практике 2023 года не применяется автоматически. Если вы сами не заявите возражение в связи с истечением давности регресса, то суд может удовлетворить требования страховой компании. Поэтому на такие суды нужно как минимум прийти (или отправить почтой возражение).
Чтобы не платить регресс страховой компании помните:
- страховщик может взыскать компенсацию только в судебном порядке;
- взыскание возможно только по основаниям, перечисленным в ст. 14 закона № 40-ФЗ;
- срок исковой давности по регрессу ОСАГО составляет 3 года с момента выплаты пострадавшему;
- в ходе судебного разбирательства постарайтесь снизить сумму возмещения;
- договоритесь о рассрочке выплат страховой фирме;
- непредоставление извещения о ДТП в пятидневный срок в отношении аварий, совершенных после 01.05.19г., не является основанием для предъявления регрессных требований;
- все доводы страховщика должны иметь документальное подтверждение;
- при судебном разбирательстве воспользуйтесь помощью адвоката.
Сколько страховая компания может взыскать с виновника ДТП?
Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).
Размер выплат по Европротоколу составляет до 100 000 р. в регионах (с вступила в силу поправка, по которой эта сумма увеличилась) и до 400 000 рублей при ДТП, совершённых в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Подробнее о страховых выплатах по ОСАГО по Европротоколу узнайте в отдельной статье.
То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.
Почему нельзя доверять аварийному комиссару
В процессе оформления аварии без ГИБДД может присутствовать аварийный комиссар. Скорее всего, он постарается забрать извещение у всех участников ДТП для последующей передачи их в СК. Это считается нормальной практикой. Но обезопасить себя все-таки необходимо.
Аварийные комиссары чаще всего являются сотрудниками крупных страховых компаний и получают у них зарплату. Поэтому он будет действовать, в первую очередь, в интересах СК.
Или у него по каким-либо причинам не получится вовремя доставить документы по месту назначения? Бумаги могут быть утеряны, а потом скажут, что водитель никакого извещения не отдавал. Что-то доказать потом вряд ли получится, а отвечать придется виновнику ДТП по всей строгости закона.
Чтобы обезопасить себя при общении с аварийным комиссаром:
- Передавайте документы только при свидетелях.
- Не запрещается фото- и видеосъемка.
- Возьмите расписку.
Заранее сделайте несколько копий извещения об аварии. Можно продублировать действия дорожного комиссара и отправить одну из копий европротокола заказным письмом. Или на следующий день заехать в комиссарский офис и попросить копию чека об оплате заказного письма и копию описи вложения.
- В случае нарушения законодательных актов или правил договора страхования, оспорить регресс по Европротоколу в суде практически невозможно.
- Даже если машина не ваша, постарайтесь убедить владельца не делать ремонт сразу после аварии и представить её на осмотр по требованию СК. Что-то доказать в суде будет сложно и придется платить страховщику из своего кармана.
- Для потерпевшего срок обращения в СК с заявлением о возмещении ущерба или ремонте авто за счет страховой компании может быть изменен по условиям страхового договора. Но не больше пяти дней, если ДТП оформляли без участия инспектора ГИБДД.
- Ходатайствовать о проведении судебной экспертизы можно лишь при полной уверенности, что сумма взыскания страховщиком явно завышена. Иначе просто дополнительно потратитесь на ее проведение.
Регресс по европротоколу и его правовые основания
Регрессное требование к виновнику ДТП предъявляется, в случае если дорожно-транспортное происшествие было оформлено по европротоколу, это довольно частое явление в настоящее время. Такая ситуация возникает по причине банального незнания законодательства об ОСАГО.
Кратко приведу пример, что такое регрессное требование. На премьере кредита с поручительством. К примеру, основной должник не смог выплачивать кредит и задолженность пришлось выплатить поручителю, если поручитель выплатил кредит в полном объёме за основного должника, то поручителю переходит право требования суммы выплаченного долга с основного должника. Основной должник в таком случае должен уже не банку а поручителю который погасил за него кредит. Вкратце это есть регрессное требование.
Что делать если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?
Как получить выплаты по ДТП (по полису ОСАГО, с виновника ДТП)?
Или ещё один пример, работник, выполняя свои трудовые обязанности, мог повредить имущество клиента который приехал в организацию, либо мог повредить арендованное оборудование, в таком случае организация возмещает ущерб потерпевшей стороне (владельцу оборудования), а после предъявляет регрессные требования к работнику, причинившему ущерб, то есть взыскивает с виновника, вместо которого был возмещен ущерб, сумму, выплаченную в возмещения ущерба потерпевшей стороне.
Тоже самое со страховой, страховая возмещает ущерб потерпевшему, но так как со стороны причинителя вреда, были допущены определенные нарушения законодательства об ОСАГО, у страховой возникает право требования суммы ущерба, которая была выплачена потерпевшему, с причинителя вреда (виновника ДТП).
Чтобы не попасться на удочку страховой компании сегодня хочу вам рассказать о регрессе по европротоколу, а также обо всех тонкостях, которые помогут вам избежать такой проблемы, даже если страховая уже выкатила на вас исковое заявление или предъявила вам претензию, это ещё не всё потеряно и есть шанс избежать выплат по регрессному требованию.
На основании пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона об ОСАГО в случае если участники дорожно-транспортного происшествия оформили ДТП без вызова на место происшествия сотрудников полиции, просто заполнили бланк извещения о ДТП, то в такой ситуации на основании данного пункта закон требует направить как виновнику, так и потерпевшему свой экземпляр извещения о ДТП в адрес страховой компании, в которой застраховал свою ответственность каждый из участников ДТП. Экземпляр с извещением необходимо направить страховщику в течение 5 рабочих дней с момента ДТП, день ДТП не считается.
Здесь главное не перепутать сроки и не опоздать! Приведу пример, если вы попали в ДТП в пятницу, то бланк извещения о ДТП Вы должны направить в страховую компанию, до конца следующей недели, то есть у вас есть ровно неделя на отправку извещения. Если попали в ДТП в пятницу, неважно это утро или вечер, то получается у вас впереди 2 дня выходных (которые не считаются, так как считаются только рабочие дни) и новая неделя, у вас будет ровно 5 рабочих дней с понедельника по пятницу, для отправки извещения.
Но здесь не только не направление извещения является причиной предъявления регрессных требований виновнику ДТП, оформленному по европротоколу, есть также другие причины для предъявления регрессных требований.
Что делать если отказали в возмещении по ОСАГО? (выплате или ремонте)
Требование регрессного возмещения предъявляется к виновнику аварии, но делать это нужно только по решению суда. Но часто СК так хотят получить деньги, что пренебрегают обращением в суд. Такое письмо можно просто выбросить, законных оснований оно не имеет.
Если же страховщик обратился в суд, то на все разбирательства уйдет немного времени. При наличии законного обоснования своих требований, СК получит судебное решение о возможности выставления претензий к виновнику ДТП.
Извещение о задолженности на сайте Госуслуг.
Что же делать, если водитель не согласен платить по предъявленной претензии-регрессу? Судебная практика показывает, что большинство водителей стараются подать ответное исковое заявление, затянуть процесс, не платить любыми путями.
И как следствие, СК вынуждены возбуждать исполнительное производство для получения суммы долга принудительно с водителя. Дело может быть передано исполнительной службе, которая будет делать все возможное, чтобы взыскать с должника положенную СК сумму денежных средств.
Мнение экспертаСергей АлександровичНезависимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.Получить бесплатную помощь! .
Dismiss
Что случится, если виновник не имеет денег для оплаты долга? Суд вынесет постановление об удержании материальных средств для погашения долга перед СК из его заработной платы.
Хотя по закону, удерживать более 50% от доходов СК нельзя, но и эта сумма оказывается для большинства виновников аварии очень существенной.
Действие водителя, если СК требует возмещения
Зачастую, бумага-претензия от СК представляет собой письмо с указанием на факт ДТП, перечнем статей закона, выставленным счетом. Данное требование не является обоснованным, ведь к нему в обязательном порядке должен прикладываться пакет документов.
Схема действий водителей при ДТП.
А именно:
- официальные документы, которые подтверждают размеры ущерба: акт экспертного осмотра ТС средства с подробным описанием дефектов, оригинальные фото, подсчет суммы ремонтных работ или квитанция об оплате;
- бумаги, подтверждающие факт вины водителя: справка о ДТП, заключение об админнарушении, судебное решение;
- документы, подтверждающие законное право СК на суброгацию: ксерокопия паспорта авто, полиса ОСАГО, квитанция об оплате, копия заявления водителя о наступлении страхового случая;
- дополнительные бумаги при необходимости.
Если одной, из перечисленных бумаг, не достает, водитель имеет право не рассматривать претензию-регресс и не погашать указанную в ней сумму задолженности.
Далее, важно проверить, действительно ли страховая компания осуществляла выплату пострадавшим особам в данном ДТП. Если нет, водитель-виновник аварии может не платить, выставленную сумму регресса. Если нет факта расходов страховой фирмы, связанных с конкретным ДТП, то и возмещать нечего.
Мнение экспертаНаталья АлексеевнаВажно! СК имеет право требовать регресс только тогда, когда она возместила ущерб третьих лиц, ставший следствием ДТП. Поэтому и сумма регресса не может превышать сумму ущерба пострадавшей стороны.
Если сумма расходов третьей стороны была погашена страховщиком, он действительно может взыскать ее с виновника этой аварии. В п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от г. указан размер страховой суммы, которую может потребовать пострадавшая сторона с СК.
Эту же сумму потом страховщик может взыскать с виновника ДТП. Посему многие водители интересуются, как избежать регресса, оспаривается ли извещение от СК. Оспаривать такой документ можно и нужно.
Чтобы оспорить извещение страховщика, стоит воспользоваться помощью опытного юриста. Он постарается добиться уменьшения или отмены суммы платежа, для чего существуют несколько законных методов.
Как еще избежать регресса?
Соблюдайте простые правила, которые могут уберечь вас от неоправданно высоких материальных затрат при ДТП:
- придерживайтесь ПДД, не употребляйте за рулем алкогольные и наркотические средства;
- следите за период допустимой эксплуатации авто по ОСАГО;
- при фиксации в полисе узкого круга водителей авто, не пускайте за его руль иные лица;
- не забывайте права на управление авто;
- при ДТП ни в коем случае не покидайте место происшествии до прибытия работников ГИБДД.
Соблюдайте эти правила, что станет залогом лишения возможности СК взыскать с вас сумму регресса.
Сколько страховая компания может взыскать с виновника ДТП?
Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).
Размер выплат по Европротоколу составляет до 100 000 р. в регионах (с 01.06.2018 вступила в силу поправка, по которой эта сумма увеличилась) и до 400 000 рублей при ДТП, совершённых в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Подробнее о страховых выплатах по ОСАГО по Европротоколу узнайте в отдельной статье.
То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.